СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы и поговорки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это                                                                      житейская народная             правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В. И.Даль)

                                                                       В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы всегда                                                                                               кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А. М.Горький

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки»

Литература 7кл. 21.09.18г Тема: Пословицы и поговорки

Цели: обогатить речь учащихся пословицами и поговорками; показать сходство и различие между пословицами и поговорками; раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок; воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству; развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память.

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В. И.Даль)

В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А. М.Горький)

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

III. Изучение новой темы.

1) Вступительное слово учителя

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень». Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII .: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок. В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно»

-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (ответы детей)

(Они выражают народную мудрость и отношение к миру)

2) Сравнение пословиц и поговорок.

Запись в тетради:

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»

-Чем отличаются эти пары высказываний?

-Чем отличаются пословицы от поговорок, или это одно и тоже? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительского смысла. Даль писал: « Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы».

3) Работа со статьей учебника

  1. Чтение статьи учебника

  2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

4) Работа с текстами пословиц

-Прочитайте пословицы, приведенные в учебнике, и объясните их смысл.

-Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?

- В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит! (Красна изба не углами, а красна пирогами).

-Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело? (Дело мастера боится.)

-Как отлынивают от работы лентяи? (Работа не волк, в лес не убежит.)

- Сравнение пословиц и поговорок.

Посмотрите на доску.

Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка

Слово не воробей, Охота пуще неволи.

Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами, а стол пирогами.

-В каком столбце пословицы, в каком – поговорки?

(Пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки)

6. Рефлексия. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.

У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.

Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

- Составление синквейна? Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека. Чтение синквейнов. Пословица. Умная, точная. Учит, воспитывает, помогает. Передается из уст в уста. Народная мудрость 7.Заключение. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.

8.Домашнее задание: сочинение по пословице (на выбор)