Тема: Повторение по теме «Лексика».
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.
- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.
Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Давайте улыбнемся и настроимся на урок. Начинаем урок.
В стране русского языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
II. Актуализация знаний.
- Запишем дату, классная работа, тема « Повторение по теме «Лексика»».
Запись эпиграфа на доске.
«Для всего, что существует в природе: воды,
воздуха, неба, облаков, дождей,
лесов и полей, цветов и трав, -
в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий».
К. Г. Паустовский
- Как вы понимаете слова К.Паустовского?
III .Упражнения на закрепление.
Фронтальный опрос. Сканворд (Слайд 1)
Основная значимая единица языка(слово).
Словарный запас человека(лексикон).
Что изучает фонетика? (звук)
Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения (союз).
Однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению или употреблению(паронимы).
Словарный состав(лексика).
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (омонимы)
Наименьшая единица произнесения слова (слог).
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).
Часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопрос Что делать? и Что сделать?(глагол).
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и(или) употреблением в речи (синонимы).
Основное средство общения людей(язык).
- Что такое лексикология( выделенное слово)?
2. Слово учителя.
- Известно, что речевой запас ребёнка составляет 3,5 тыс. слов, подростка – 9 тыс., взрослого – 12-14 тыс. слов, у Пушкина насчитывается до 21 тыс. слов.
- Сколько значений имеет слово? (лексическое заключено в корне, то , что обозначает самостоятельное слово и грамматическое).
- Слова, имеющие 1 значение, как называются? (однозначными)
- Два и более значений ? (многозначными).
Многозначные слова могут иметь ясное представление о предмете (прямое значение), при переносе наименования с 1 предмета на другое, у слова образуются новое лексическое значение, это переносные слова. В художественной речи мы встречаем яркие переносные значения слов: метафоры, эпитеты, олицетворения. Они помогают нарисовать неповторимые картины природы и народной жизни, точнее выразить свои чувства.
III .Упражнения на закрепление.
Задание 1. 1-й вариант списывает словосочетания, в которых слово имеет прямое значение, 2-й вариант - переносное значение.
Золотая цепочка, золотые руки, спит река, спит малыш, ледяная глыба, ледяной взгляд, стальная воля, стальная игла.
- Определите выразительные средства слова в переносном значении.
Задание 2. Работа у доски.
Расположите слова - ________ по ослаблению признака.
Маленький, микроскопический, крохотный, небольшой.
2. По усилению признака.
Гигантский, большой, колоссальный, огромный.
1.Словарная работа (Слайд 2)
КОЛОСС
Коло́сс Родо́сский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света». Простоял чуть более полувека, пока не был разрушен землетрясением.
Задание 3. Замените выделенные слова синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб и охотник.
(слова-помощники: пугливый, трусливый, боязливый;
робкого-неуверенного;слабом-малейшем;робкий-трусливый;укромном-тайном;робкого-пугливого;голодный-недоедающий;хищный-плотоядный)
Задание 4. (в группах). «Помоги найти мне друга» (карточки).
«Помоги найти мне друга» Вариант 1. |
Бросать | Скакать |
Опрятный | Алый |
Красный | Аккуратный |
Прыгать | Кидать |
Огонь | Азбука |
Алфавит | Пламя |
«Помоги найти мне друга» Вариант 2. |
Доктор | Учитель |
Педагог | Врач |
Грязный | Прелестный |
Холодный | Горланить |
Кричать | Студеный |
Красивый | Неопрятный |
2. Физкультминутка для глаз.
Задание 5. «Ромашка». Подберите к словам антоним. Запись в тетради.
Друг, взлёт, истина, дешёвый, глупый, въезд(подсчитать количество букв и звуков).
3. Работа с книгой. Стр. 189, упр. 403. Выписать паронимы в тетрадь.
Задание 6. Игра. Шуточные вопросы.
1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке).
2. Какой бор никогда не имеет листвы? (бор - химический элемент, мединструмент).
3. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный).
4. Всякий ли пар способен подниматься? (пар - пашня).
5. Всякий ли барабан музыкальный инструмент? (деталь).
6. У каких башмаков не бывает каблуков? (башмак для затормаживания вагонов).
7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец).
8. Какое коромысло летать может? (коромысло - род стрекоз).
IV.РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов.
- Вот и закончился наш урок, но не закончилось изучение лексики. К этому разделу мы вернемся с вами в 6-ом классе.
- А завершит наш урок стихотворение поэта Николая Рыленкова.( Слайд)
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
- Посмотрите на ваши результаты в течение урока. Кто считает, что он поработал на 5? 4?3?
- Отразите в маршрутных листах итог вашей работы.
- Закончите предложение.
Я понял, что...
Я узнал...
Теперь я могу...
Я научился...
V. Домашнее задание.