ПОВЫШЕНИЕ ШКОЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ у первоклассника
Педагог-психолог: Шахова А.В.
Группы факторов, составляющих окружение ученика
- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка освоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.).
Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка
Проблемы со сном, питанием, личной гигиеной .
Быстрая утомляемость.
Частые и беспричинные слезы. Беспокойство без видимых причин.
Не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!»
Уединение предпочтительнее общению со сверстниками.
Энурез. Нервные тики.
Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка
- Ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает полное безразличие по этому поводу.
- Он тревожный, замкнутый.
- Обычно разговорчивый в семье, ребенок замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах.
- Общение с закадычным другом во дворе, который моложе его на два-три года, доставляет ему колоссальную радость.
- Со сверстниками он отказывается общаться даже в гостях.
- Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять и не приглашает в гости.
Такие разные дети…….
Тревожные дети
Для тревожных детей учеба связана с огромным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, выходящую за рамки обычной, как стрессовую. Особенно это касается проверки их навыков и знаний в любом виде (ответ у доски, диктант, контрольная работа, тест и т. д.).
ПОМОЩЬ
Поддержка и поощрение
Необходимо постоянно напоминать детям о достигнутых ранее успехах («Ты так хорошо справился с контрольной по химии, так что и экзамен сдашь без труда!»).
Рассеянные дети (испытывающие проблемы с самоорганизацией)
Особенности:
- Невнимательны, дети с низким уровнем произвольности.
- Колебание темпа деятельности и неустойчивая работоспособность.
- Часто отвлекаются, не рационально используют время.
Помощь:
- Выполнять задания на время, развивать чувство времени.
- Составлять список дел.
- Специально привлекать внимание (называть по имени, линейка в тексте, выделять слова)
Дети-отличники (перфекционисты)
Особенности:
- Дети этой категории отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, исполнительностью. Должны не просто выполнить задание, а лучше и быстрее всех. Это требует высокого напряжения.
- Очень чувствительны к похвале.
- Неустойчивая самооценка.
- Часто зацикливаются на одном задании и не могут перейти к следующему.
Помощь:
Поддержка, похвала, снятие эмоционального напряжения, личный контакт с учителем.
Астеничные дети, дети после болезни
Особенности: высокий уровень утомляемости, снижение темпа деятельности (неврологическая природа)
Помощь: перерывы в занятиях, уроки в первой половине дня
Гипертимные дети
Особенности : быстрые, активные, энергичные, несдержанные, импульсивные. Быстро выполняют задания, но делают много ошибок, не аккуратны. Часто отвлекаются. У них не высока значимость учебных достижений.
Помощь: не изменять темп работы, не требовать не торопиться. Развивать навыки самоконтроля, проверки того, что сделал.
Медлительные (застревающие) дети
Особенности: низкая подвижность, основательность, медлительность. С трудом переключаются с одного задания на другое. Если их торопить, то их темп еще больше снижается.
Помощь: тренировать навыки переключения внимания, выполнение заданий по часам, учить чувствовать время.
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
- Чаще хвалите ребёнка, даже за самый скромный его успех, и будьте при этом искренни в своих похвалах.
- Если Вы хотите указать ребёнку на его недостатки, сделайте это спокойно, но и найдите за что его похвалить.
- Сделайте так, чтобы недостаток, на который Вы хотите указать, выглядел легко исправимым, а дело, которым Вы хотите его увлечь легко выполнимым. Ребенок пришел в школу учиться. Ошибки исправимы. Главное, чтобы он знал, что к ВАМ всегда можно обратиться за помощью.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими более успешными детьми. Сравнивайте его результаты с его же предыдущими.
- Разговаривайте, объясняйте вместо того, чтобы давать приказания.
- Никогда не осуждайте ребенка в присутствии других. Строго поговорить можно один на один.
- Играйте, развивайте творчество, мышление ребенка. Учитывайте его интересы и склонности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БЛАГОПОЛУЧИЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!