Познавательный проект «Профессии детского сада» для детей старшего возраста
Цель расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям работников детского сада и месту их работы.
Задачи -пробудить интерес к предлагаемой деятельности -формировать реалистические представления о труде людей -помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии -формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний -развивать коммуникативные навыки -развивать образное и пространственное мышление, творческие навыки , фантазию, воображение
Тип проекта: творческий, информационный, игровой краткосрочный
Цитата:
На свете много профессий важных,
И все они людям нужны
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.
( Ольга Мажугина)
Проблема: В детском саду дети проводят много времени, поэтому важно, чтобы они знали о своём «втором доме» как можно больше полезного и интересного. Каждый день ребят встречают взрослые, которые стараются, чтобы малышам в детском саду было уютно и весело. Поэтому важно, чтобы ребята знали, кто их ждёт в детском саду и как эти люди готовятся к их приходу.
Ценность и значимость знакомства детей с профессиями детского сада заключается в том, что дети приобретают коммуникативные навыки и уважение к труду взрослых .
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте особое значение для развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает детям дальнейшее вхождение в социум, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий людей, развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Цель: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям работников детского сада и месту их работы.
Задачи:
-пробудить интерес к предлагаемой деятельности;
-формировать реалистические представления о труде людей;
-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
-формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать образное и пространственное мышление, творческие навыки, фантазию, воображение;
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой.
Новизна проекта состоит:
Использование интегративного подхода в отборе содержания, комплекса форм работы с детьми. Интеграция создает возможность формирования у детей ценностного отношения к труду взрослых на основе освоения меж предметных понятий, связей и закономерностей, а также посредством сочетания разных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой). Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Материал и техническое обеспечение:
-Сбор информации по теме;
-Создание необходимых условий для реализации проекта;
-Подбор материала для продуктивной деятельности;
-Подбор аудио – и видеоматериала;
-Подбор художественной литературы по теме;
-Подбор загадок, наглядного материала по теме;
-Подбор сюжетно-ролевых, дидактических игр;
-Разработка мероприятий;
-Оформление наглядной информации для родителей;
-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Участники проекта:
1. Дети и родители подготовительной группы (6-7лет).
2. Воспитатели Нурмухаметова Ф.А., Бояршина О.А.
Вид проекта: фронтальный, социальный, краткосрочный. (2 недели)
Тип проекта: творчески-информационный.
Методы: наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма: беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций; экскурсии к рабочим местам сотрудников ДОУ, встречи с родителями-представителями профессий, выставки детских работ по проекту «Все профессии важны, все профессии нужны» в групповом помещении дидактические и сюжетно-ролевые игры
заучивание стихов, песен
чтение стихов, рассказов, загадывание загадок по теме
работа в творческой мастерской: изготовление подарков, поздравительного плаката с пожеланиями
наглядная информация для родителей;
организация и проведение праздничного концерта, посвященного « Дню воспитателя»
Мероприятия; (НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.)
Беседы:
«Что такое профессии»
Цель: закрепить представление о труде людей разных профессий.
«Какие профессии ты знаешь»( о профессиях сотрудников детского сада)
Цель: вспомнить в ходе беседы с детьми знакомые им профессии, уточнить и расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий
Беседа « Профессии воспитатель»
Цель: формировать представления детей о профессии "Воспитатель детского сада", о трудовых процессах, выполняемых педагогом;
Беседа о профессии Помощника воспитателя
Цель: расширение знаний о профессии помощник воспитателя
Беседа о труде заведующей д\с»
Цель: познакомить детей с трудом заведующей детского сада, с ее личностными и деловыми качествами. Воспитывать чувство благодарности и уважения к заведующей детского сада.
Экскурсия по детскому саду (кабинет заведующей)
Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар»
Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.
Экскурсия на прачечную детского сада «Профессия- прачка»
Цель: познакомить с прачечной и профессией прачка, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей новыми словами: гладильный станок. машина для сушки, машина для кипячения белья и другие, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы.
Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».
Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.
Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие:
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»,
«Инструменты для людей разных профессий»,
«Исправь ошибку»,
«Для чего нужен этот предмет?»,
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем».
Цель:
Расширить представления детей о мире профессионального труда.
Сюжетно-ролевые игры:
«Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
«Поликлиника», «Больница»,
Цель:
Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: понимать значимость профессии в жизни людей, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий, развивать познавательный интерес детей.
Составление рассказов по теме «Профессии»
Цель:
Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение
Труд человека
Цель:
познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.
Чтение художественной литературы:
Р. Скарри «Город добрых дел»,
И.Карпова «Кем быть?» -серия книг,
«Врач», «Повар» О. Емельянова
«Мне грустно, я сижу больной» И. Токмакова
«Спасибо поварам» С. Беляева
«Стихотворение про повара» В. Мирясова
Цель: Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном.
Заучивание стихотворений к празднику: способствовать развитию эмоционально-выразительной речи, развитию правильной интонации, темпу, громкости, тембру, голоса; соответствию образцу речи взрослого.
Театрализованная деятельность: миниатюры «Мы в профессии играем: драматизация отрывков художественных произведений. Инсценированние: показ сценки- «Кем быть?» : воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого выражать настроения героев и их отношение друг к другу; умение вести диалог: слушать друг друга; вступать в диалог поочерёдно.
Загадки по теме:
«Угадай профессию»,
Цель: продолжить работу по ознакомлению детей с профессиями, прививать интерес к различным видам деятельности.
Заучивание песен «Наш детский сад». (сл. и муз. И Пономаревой)
«Воспитатель наш». (муз. М Еремеевой) : продолжать учить петь сразу после вступления; работать над дикцией, четким, правильным произношением слов; петь эмоционально, выразительно.
Разучивание танца «Маленькая страна»
Цель: учить воспроизводить танцевальный характер мелодии ритмичными слаженными движениями головы, рук, ног, меняя движения на каждую музыкальную фразу; воспитывать интерес к музыке, желание выполнять танцевальные движения.
Изобразительная деятельность и художественное творчество:
НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)
"Наш любимый детский сад"
Цель: развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни ; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада.
«Раскраски - Профессии»
Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы
Встречи с родителями-представителями профессии «Воспитатель» «Чья профессия нужней, интересней и важней»
Цель: вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.
Участие родителей в украшении муз. Зала ко «дню воспитателя», в праздничном концерте
Проведение праздничного мероприятия «Праздничный концерт»: создать условия для развития творческой любознательности в процессе художественно-эстетической деятельности детей; учить детей выразительно исполнять песни, танцы, читать стихи; воспитывать любовь к родному человеку, развивать творческие способности; формировать навыки поведения детей на мероприятии; способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.
Ожидаемый результат:
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Используемая литература:
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
«Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)
«Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)
Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты/Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с. 125-128. – (Программа развития)
Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7