СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьников»

      Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». 

Просмотр содержимого документа
«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьников»

«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьников»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». 

Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Моей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса с помощью элементов занимательности, вводимых на разных этапах урока.

Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Учитель обязательно должен правильно понимать занимательность, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.





Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

.

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использую чистоговорки, которые дети с удовольствием придумывают сами.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.

Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.

Бы-бо-ба - вот какая жаба.

Са-са-са - по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас - лиса боится нас.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Су-су-су - как красиво в лесу.

Су-сю-су - тихо осенью в лесу.

Ус-ус-ус - лису я не боюсь.

Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.

Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.

Шу-шу-шу - не люблю я кашу.

Щи-ши-ши - веселимся от души.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ры-ри-ры - подарили нам шары.

Ры-ри-ры - летят комары.

Ру-рю-ру - коза грызёт кору.

Ри-ры-ри - купили сухари.

Рю-ру-рю - я картошку варю.

Да-да-да - сладкая ягода.

До-до-до - у орла гнездо.

Ду-ду-ду - растут яблони в саду.

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Та-та-та - Ах, какая красота!

Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.

От-от-от - я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Пословицы и поговороки,

• Грамоте учиться всегда пригодится.

.  Без грамоты — как без свечки в потёмках.

• Грамота — второй язык.

• Азбука — к мудрости ступенька


 Словесные конструкторы

Летела ворона и увидела вот это… и назвала это по- вороньи «кар».

Что она увидела?  (Карандаш, картинку, карусель, карамель)


Весёлые стихи

Е-Ё

Мы мало слов встречаем

Где «е» стоит в начале.

Тут первым делом назовёшь

Три слова: ёлка, ёрш и ёж.

И всё ужасно колко

И ёж, и ёрш, и ёлка.


Ж

Загадки

1. Странная звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.    (Снежинка)

2. Лежебока старый кот

И-Й

1. Серебристой бахромой

На ветвях сидит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу. (Иней).


Сказки

Приключения буквы «К»

Жила-была буква «К» в слове крот. Надоело ей в этом слове жить и решила она погулять, других повидать, себя показать. Ушла буква «К» из слова крот, оглянулась назад, а там уже не крот, а большой красивый рот. Удивилась буква и пошла дальше. Видит, растёт в поле лён. Подошла к нему буква «К», как лён сразу превратился в высокое дерево – клён. Ещё больше удивилась буква и пошла дальше, а за нею осы полетели. Испугалась буква, пустилась бежать, а осы уже за ней, вот-вот ужалят. Как только подлетели они к букве «К», так вдруг стали они уже не осы, а косы. Обрадовалась буква и пошла дальше. Видит, лежат на дороге ролики. Захотелось букве на них покататься. Только подошла к ним, а это уже не ролики, а кролики. Устала буква и решила домой вернуться. Подошла к слову рот и он сразу закрылся и в крота превратился.

Работа с ребусами и кроссвордами

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.

__ __ЛЬ__ __

- дерево;

__ __ЛЬ__ __

- танец;

__ __ЛЬ__ __

- ювелирное изделие;

__ __ЛЬ__ __

- верхняя одежда;

__ __ЛЬ__ __

- мелкая рыбка;

__ __ ЛЬ__ __

- часть патрона;

4. Игра “Отними слог”.

лесок

сокол

болото

пирог

коньки

ворота

олень

победа

говорит

майка

радуга

тюлень

деньги

пожар

беседа

5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.

З__М__К

__Т Л__С

Ж__Р Н__Л

__Б__Ж__Р

6. Сочини слово.

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Игры со звуками

“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).

“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).

“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).

“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.

“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).

“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.

“Подбери слово”. Например, дана модель:

Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.

“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.

“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;

Нетрадиционные уроки: «Урок – путешествие» ,«Урок – сказка»

Дидактическая игры :«Молчанка», «Думай быстро», «Ленточка», «Веришь-неверишь».

Упражнение - проблема. Работа в группах. 
Расставь фамилии в алфавитном порядке: 
Айтимова 
Велижанина 
Васильева 
Боровская 
Васильченко 
Богословская 

Физминутка

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и ускакал.

(Дети имитируют движения зайчика).



Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. В состав упражнений для физкультминуток обязательно включаю упражнения: упражнения для снятия общего или локального утомления; гимнастика для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; гимнастика для стоп; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика, в зависимости от вида деятельности.

Эмоциональность самого учителя играет большую роль в создании эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся.

Педагогический оптимизм также оказывает сильное влияние на познавательный интерес школьника. Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.

Взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, это вполне объяснимо самой природой обучения, требующей непрерывного общения учителя с учениками, активного ответного отклика учащихся на все начинания учителя.

Соревнование – так же можно рассматривать как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками.

Среди стимулов познавательного интереса, связанных с отношениями между учителем и учащимися, нужно выделить роль поощрений, которые достаточно широко используются в разных классах и в большой степени зависят от личности учителя и характера его отношений с учениками. Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор– вот далеко не весь арсенал, который применяется в работе, для раскрытия способностей каждого ребенка.

Рефлексия

Я прошу похлопать в ладоши  тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.

Таким образом, познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.