Практическая работа
«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»
Цель:
проверить знания учащихся полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов;
продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами соблюдая технику безопасности
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, набор реактивов: серная кислота, гидроксид калия, хлорид бария, хлорид железа(3),цинк, магний; индикаторы-метилоранжевый, лакмус.
Ход занятия
I. Организационный момент.
На предыдущем уроке разбиралось выполнение задач, которые будут проделываться на практической работе. Это задачи № 1 и 4 учебника О. С. Габриеляна Химия 9 кл.: для общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа, 2013 г. на с.259. Объяснялось выполнение работы.
Дано задание: подготовиться к практической работе (продумать цель, вещества и их формулы, ход выполнения работы уравнения и выводы).
На уроке в тетради записываем число, практическая работа, название работы, цель, оборудование.
Цель для всей работы определяем вместе с учащимися и учителем. Она такова: практически решить задачи по теме «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу.
На столе находится оборудование для практической работы.
Теоретические сведения
Элементы подгруппы кислорода(кислород, сера, селен, теллур, полоний).
Халькогены -рождающие руды., горные породы (в виде- оксидов, сульфидов, сульфатов).
Значение , применение серной кислоты и ее солей.(сообщения учащихся)
II. Выполнение работы.
Задача 1(Опыт№1). Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.(Определение ионов водорода и сульфат-ионов в растворе серной кислоты.). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 2.(Опыт№2).Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой. В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в нее серную кислоту. Что наблюдаете? Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции.
Демонстрационный опыт. Взаимодействие магния с серной кислотой. От чего зависит скорость взаимодействия металлов с кислотой?
Задача 3.(Опыт №3) Даны вещества: FeCl3; KOH; H2SO4 используя их получите в две стадии сульфат железа (III) (Fe2(SO4)3). Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Рассказывается ход работы и затем учащиеся выполняют ее в парах.
Примеры практико-ориентированных расчетных задач по теме.
1.Для подкормки плодово-ягодных культур используют сульфат цинка, получаемый при взаимодействии цинковой стружки с разбавленной серной кислотой. Какую массу 5%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения 1 кг цинка? Какая масса сульфата цинка будет получена при этом?
2. Медный купорос – фунгицид, предназначенный для опрыскивания плодово-ягодных, декоративных деревьев и кустарников от парши и других болезней, а также для дезинфекции ран у плодовых, восполнения дефицита меди в почве, для борьбы с насекомыми - вредителями. К примеру, для некорневой подкормки вегетирующих растений доза составляет 1-2 г медного купороса на 10 л воды.
3. При рентгеноскопии врач получает снимок того или иного органа. Однако, на рентгеновском снимке четко отображаются только достаточно плотные образования (например, кости, суставы), а также органы, содержащие большое количество воздуха (например, легкие). Перечисленные органы обладают так называемой естественной контрастностью. Другие органы, такие как желудок и кишечник, кровеносные сосуды, выводящая система почек, можно увидеть на рентгеновском снимке только после их искусственного контрастирования, т.е. при введении в них специальных контрастных веществ, четко видимых на рентгеновских снимках. К примеру, в качестве контрастного вещества при рентгенологическом исследовании желудка и двенадцатиперстной кишки используют взвесь сульфата бария, которую готовят из расчета 100 г порошка на 80 мл воды.
В лаборатории имеется 300 г 40%-ной серной кислоты. Как изменится концентрация кислоты при добавлении 100 г воды? В какой последовательности необходимо проводить работу?
III. Закрепление.
По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, можно заполнить таблицу.
Цель опыта | Формула и название вещества | Что делали, наблюдали, уравнения реакции | Выводы |
1.Доказать, что H2SO4 состоит из H+и сульфат-ионов | H2SO4 – серная кислота, лакмус, BaCl2 – хлорид бария, | Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус (или метилоранжевый), раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+. Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы. H2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + 2HCl белый 2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO4 2- → BaSO4↓ | H2SO4 состоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса или метилоранжевого, раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы. |
2. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой | H2SO4 – серная кислота, Zn,Mg | В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилили в нее серную кислоту. Наблюдаем выделение газа. Zn + H2SO4= ZnSO4 + H2 Zn-восстановитель H-окислитель В пробирку поместите измельченные гранулы магния и прилили в нее серную кислоту. Наблюдаем бурное выделение газа. | При взаимодействии цинка и магния с серной кислотой выделяется водород. Взаимодействие с магнием протекает более энергично, т.к. магний более активный металл, чем цинк. |
3. Даны вещества: FeCl3; KOH; H2SO4 используя их получите в две стадии сульфат железа (III) (Fe2(SO4)3). | FeCl3; KOH; H2SO4 | 1 стадия. Из хлорида железа получаем гидроксид железа. FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 осадок бурого цвета 2 стадия. Из гидроксида железа получаем сульфат железа. 2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O 2Fe(OH)3 + 6H+ = 2Fe3+ + 6H2O | Сульфат железа получили в две стадии, при взаимодействии хлорида железа (III) с гидроксидом калия, растворение гидроксида железа серной кислотой. |
IV. Рефлексия.
Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, выполнения опытов и оформления.