Практическая работа № 4.
Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.
Требования к содержанию учебного занятия:
Цели и задачи учебного занятия.
Планируемые результаты обучения.
Краткое учебное содержание.
Виды организации учебной деятельности.
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Проект учебного занятия
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы и УМК по предмету»
Предмет. Физика. (УМК, автор «Физика» Автор: А.В. Перышкин)
Тема проектированного урока, класс. Плавание тел, 7 класс.
Тип урока, изучение нового материала
Цели и задачи учебного занятия.
Цели:
Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел; формировать умения объяснять поведение тел в жидкости.
Развивающие: Формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении экспериментальных заданий; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, делать выводы, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, аккуратность.
Планируемые результаты обучения.
предметные:
называть условия плавания тел, экспериментально выявлять условия плавания тел, объяснять поведение тел в жидкости и делать вывод при каких условиях тело плавает, тонет, всплывает.
метапредметные:
Познавательные УУД:
Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;
Коммуникативные УУД:
Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Регулятивные УУД:
постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
личностные:
сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий.
6. Краткое учебное содержание.
1) Приветствие. Ребята сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. Поэтому давайте взбодримся и разомнемся.
Разминка: Вашему вниманию тест «Я утверждаю…», а вы, как всегда, соглашаетесь со мной или нет. И так, ВНИМАНИЕ!
Я утверждаю что, давление, производимое на жидкость, передается по всем направлениям без изменения. ( Да)
Я утверждаю что, давление жидкости, на которую действует сила тяжести, зависит от высоты столба жидкости и ее плотности. (Да)
Я утверждаю что, уровень в чайнике ниже уровня воды в его носике. (Нет)
Я утверждаю что, на тело, погруженное в жидкость, действует только одна сила, это сила тяжести. (Нет)
Я утверждаю что, силу, выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой. (Да)
Молодцы!
2) Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?
А какие тела тонут в воде?
А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
(Айсберг.)
Постановка проблемы:
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
И вы хотите знать, что же произойдет с айсбергом: будет плавать или тонуть?
Давайте сегодня на уроке вместе решим эту проблему.
Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? ( Архимед.)
- А какая сила называется архимедовой сила?
- А от чего зависит архимедова сила? Не зависит?
- Какова формула для расчета силы Архимеда?
Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.
А как нам сформулировать тему урока?
«Плавания тел».
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить?
- При каких условиях тело тонет в жидкости?
- При каких условиях всплывает?
- При каких условиях тело плавает в жидкости?
3) Демонстрационный эксперимент:
1. Опускаем в воду стальной и пластмассовый шарик? Что вы наблюдаете?
Вопрос: А какие силы действуют на шарики, в жидкости?
- Куда направлена сила тяжести?
- Куда направлена архимедова сила?
-Как вы думаете почему стальной шарик тонет, а пластмассовый всплывает?
Какие выводы:
1. Если Fтяж. FA, то тела тонут.
2. Если Fтяж.
3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают.
А что вы можете сказать, о силах действующих на плавающий шарик на поверхности воды?
Значит, условием плавания тел является, равенство силы Архимеда и силы тяжести
Изобразить эти ситуации.
2. А может одно и то же тело в одной жидкости тонуть, а в другой нет?
Демонстрационный эксперимент:
Яйцо в пресной воде, соленой воде и в очень соленой воде?
Кто может ответить: Почему так происходит?
Поведение тела зависит от соотношения плотностей тела и жидкости?
А можно, ваши предположения считать истиной? …. Для того, чтобы выдвинутые вами гипотезы стали знаниями, их нужно проверить на опыте?
Выполнение экспериментальных заданий по группам
Опыт1.
Пронаблюдайте, какие из предложенных тел, тонут и какие, плавают в воде найдите в таблице учебника (стр 63) плотности соответствующих веществ и сравните с плотностью воды, сделайте вывод.
Оборудование для выполнения этого задания: сосуд с водой и набор тел (стальной брусок, алюминиевый брусок, оргстекло, деревянный брусок, кусок парафина, пробка)
№ опыта | Вещество | Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или нет |
| Сталь | | | |
| Алюминий | | | |
| Оргстекло | | | |
| Парафин | | | |
| Пробка | | | |
| Дерево | | | |
Опыт2.
Сравнить глубину погружения в воду деревянного катка и куска парафина, выяснить, отличается ли глубина погружения кубиков разной плотности в жидкости. Результат опыта представить в виде рисунка. Сделать выводы.
Оборудование для выполнения этого задания: Сосуд с водой, кусок парафина, Деревянный каток
№ опыта | Тело | Плотность жидкости | Плотность вещества | Как глубоко погрузилось (рис) |
| Парафин | | | |
| Дерево. | | | |
Условия плавания тел в жидкости
1. Если ρвρж, то тела тонут.
2. Если ρв
3. Если ρв= ρж, то тела плавают внутри жидкости.
Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая её часть погружается в жидкость
Проблема.
А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? (ответы детей, гипотезы)
Давайте проверим
Опыт 3.
У вас на столе 2 маленьких стакана: в одном масло в другом вода. Налейте немного масла в стакан с водой. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка?
Снова вернёмся к таблице плотности веществ.
Значит, несмешивающиеся жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.
Что же произойдет с айсбергом, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Айсберг бы утонул)
Виды организации учебной деятельности.
Ход урока
1. Оргмомент. (беседа)
2. Актуализация знаний. Целеполагание. Мотивация.( беседа)
3. Изучение нового материала (постановка проблемы, работа в группах,)
4. Закрепление пройденного материала (фронтальная работа, индивидуальная работа)
5. Контроль и самоконтроль (заполнение маршрутного листа)
6. Домашнее задание (запись задания в дневник)
7. Рефлексия.(ответы на вопросы фигурками)
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Задания для закрепления:
1) Упр.27 №5
Пользуясь таблицами плотности определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие- тонуть.
2)№6 Будет ли кусок льда плавать в бензине, глицерине, керосине?
3) Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? (§ 52. Стр. 154)
4) Как киты могут менять глубину погружения? (§ 52. Стр. 154)
5) Как рыбы могут менять глубину погружения? (§ 52. Стр. 154)
9. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
Какие вещества будут всплывать в керосине? | | 1 балл | |
Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка заполненная водой? Почему? | | 2 балла | |
Будет ли плавать в ртути стеклянная бутылка заполненная ртутью? Почему? | | 2 балла | |
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть. Укажите порядок расположения жидкостей. Почему? | | 2 балла | |
Рефлексия. (ответы на вопросы фигурками)
(нарисовать в листе, отвечая на вопросы для себя, красную фигурку –нет, зеленую фигурку-да)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным