Практико-ориентированный семинар для педагогов
«Решение педагогических ситуаций»
29.10.2018 г.
Подготовила: педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н.
Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.
Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.
Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.
Цель семинара: способствовать расширению возможностей педагогов в учебном процессе.
Ход проведения: разделить группу на 7 рабочих подгрупп.
Раздаточный материал:
Задача 1
Учитель на вопрос родителей, откуда он так хорошо осведомлен о взаимоотношениях, интересах, увлечениях в их семьях, недоумевал, почему родители не догадываются об источниках его информированности: «Вот передо мной стопка тетрадей с обычными – «программными» - работами. В упражнении №373 пятиклассникам предлагается написать сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достаёт из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает смешной тощий кот. На другой: мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.
Сашино сочинение лежит сверху. «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, - пишет он, - я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь – ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку…»
А вот сочинение Славы: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку. Я не стал говорить маме про кошку, она бы её выгнала. А куда бы Мурка делась?»
Проанализируйте отрывки из письменных работ пятиклассников. Какую информацию они дают о детях?
Не преувеличивает ли педагог, утверждая: «Классный руководитель, преподающий русский язык и литературу, владеет настоящим сокровищем. Сочинения учащихся для него неисчерпаемый источник информации, зеркало, отражающее процесс формирования личности ребёнка»?
Нужно ли знать эти работы учащихся классному руководителю, если он не словесник?
Как можно использовать школьные сочинения в работе родителями?
Задача 2
В классе состоялась контрольная работа по английскому языку. Это была первая контрольная в этом учебном году у новой учительницы. Переводы были сделаны в основном правильно, но в написании слов учащиеся допустили массу ошибок. Прежняя учительница за это оценки не снижала. А новый преподаватель снизил. Ученики усмотрели в этом проявление несправедливости. Некоторые тут же демонстративно порвали свои работы.
Как быть? Кто из педагогов не прав?
Как бы поступили вы в данном случае, чтобы избежать конфликтной ситуации в классе?
Задача 3
В 4 классе ухудшилась дисциплина. Резко упала успеваемость. Молодая классная руководительница призвала на помощь родителей. Отец Миши провёл беседу с ребятами: «Ребята, пора взяться за ум! Ведь у вас до сих пор нет даже стенгазеты. Пора критиковать друг друга в печати и добиваться действительности своих выступлений».
Ребята решили создать редколлегию, в состав которой включили Мишу. Вскоре вышел первый номер газеты «Ёжик». В нём была критическая заметка о некоем Серёже, который издаёт на уроках непонятные звуки, напоминающие лошадиное ржание. Автором этой заметки был Миша.
Он пришёл из школы с синяком под глазом.
- Ничего, - утешал отец. – Когда выступаешь в печати, могут быть разные неожиданности. Не обращай внимания на это. Будь смелым и принципиальным.
- Хорошо, - сказал Миша. Потом посмотрел на отца и сказал:
- Папа, а ты тоже ябеда?
- Что ты мелешь?
- А ребята говорят, что тот, кто пишет о своем товарище всякие гадости, тот ябеда. А ты ведь тоже пишешь заметки в газету.
Какие ошибки были допущены классным руководителем и отцом Миши в работе с детьми?
Какая задача нравственного воспитания выпала из поля зрения воспитателей?
Задача 4
«У меня была любимая учительница. Свой предмет – химию – она знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. Но всегда мы чувствовали, что её рассказ – лишь маленькая частица того, что она знает. К химии я относилась долгое время весьма равнодушно, но радость общения с учительницей, охватывающая всех нас перед её уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок. У неё были любимые ученики, но это чувствовалось только в повышенной требовательности к ним. В 7 – 8 классах мы позволяли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: если последнее слово оставалось за ней, если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли её поднимать «руки вверх» - так она всегда говорила».
Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чём причина успеха преподавателя химии?
Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?
Задача 5
Саша, ученик 7 класса, - мальчик скромный, старательный, честный. Его избрали старостой класса. Но Саша по натуре своей не был вожаком, организатором. Как он ни старался, не шли у него дела, и это его сильно угнетало.
Каковы должны быть позиции учителя, его роль в регулировании внутриколлективных отношений в процессе воспитания?
Задача 6
Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две – три фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы. От его друзей она узнала, что мальчик очень самолюбив.
- И тогда я рискнула, - говорит учительница. – После очередного вызова к доске поставила в дневнике тройку, сказав, что сегодня он намного лучше знает стихотворение, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.
- Вот тогда я впервые отступила от своего обычая: не объяснила ребятам, почему я так поступила, - продолжает учительница.
- Назавтра вызвала Мишу снова к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В дневнике и в журнале появилась пятёрка. Это была победа. Вскоре он стал успевать по литературе
В чём причина успеха?
Какую функцию в данной ситуации выполнила первая оценка, поставленная педагогом?
Задача 7
Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он параллельно со средней школой учится в музыкальной, поёт там в хоре.
Спрашиваю:
- Как же так?
- А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.
Вторую двойку внук получил по физкультуре. И снова непонятно. Парень – спортсмен, участник многих школьных соревнований. Оказалось, забыл принести лыжи. А третья двойка – по поведению - меня просто ошеломила. В те давние времена, когда я учился, не только «неуд», но и «хорошо» было происшествием. Что же ужасного натворил внук?
- Да ничего особенного, - отвечает классный руководитель, - вертелся на уроке.
Единица по математике, размашисто выставленная «за грязь» в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно «съехал» в учёбе, то ли недисциплинирован и неряшлив.
Какие педагогические просчёты допущены учителями в оценивании знаний школьника?
Как влияет оценка на отношение ученика к учёбе?
4