Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заводская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Алабушева И.В./ Протокол заседания №1 от «30 » августа 2020 г. | Принято Педагогическим советом МБОУ Заводская СОШ Протокол заседания №1 от « 30 » августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Заводская СОШ ____________/Князев В.Ю./ Приказ № 66/2 от « 31 » августа 2020 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Практикум по русскому языку»
9 класс
Составитель: Мельникова О.А.,
учитель русского языка и литературы
2020 г.
Данная рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» направлена на достижение выпускниками 9 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознание себя как языковой личности;
понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в социокультурной среде, готовности к самообразованию,
понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности,
представление о речевом идеале.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности, в разных коммуникативных условиях,
владение разными видами чтения и аудирования, способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
умениями определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный анализ и отбор информации.
Предметные результаты:
владеть комплексом умений, определяющий уровень языковой и лингвистической компетенции выпускников основной школы,
определять проблему текстов и формулировать ее разными способами;
грамотно писать сжатое изложении публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами;
писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;
редактировать свое сочинение и изложение.
Содержание курса
Структура работы и критерии оценивания - 2 часа.
Структура экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным материалом. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Работа над изложением - 6 часов.
Сжатое изложение. Определение микротем исходного текста. Абзацное членение. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Выбор приемов сжатия. Написание сжатого изложения. Редактирование и правка текста.
Работа над сочинением - 18 часов.
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки. Структура сочинения на лингвистическую тему. Аргументирование. Формулирование тезиса. Анализ цитаты.
Подбор примеров из текста. Вывод.
Сочинение-рассуждение по цитате из текста. Критерии оценки. Структура сочинения на тему. Формулирование тезиса. Анализ цитаты.
Подбор примеров из текста. Вывод. Написание сочинения-рассуждения по цитате и правка текста.
Сочинение – рассуждение на заданную тему.
Критерии оценки. Формулирование тезиса. Анализ понятия. Формулировка определения. Аргументирование тезиса сочинения-рассуждения. Подбор примеров. Вывод. Написание сочинения-рассуждения и правка текста.
Редактирование и правка текста - 6 часов.
Правка текста. Работа с орфографическим словарем. Приемы орфографической правки. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании изложения и сочинения. Грамматические нормы русского языка. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, нарушение норм согласования и управления. Распространенные речевые ошибки.
Итоговая работа на экзаменационных бланках - 2 часа.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во час |
1 | Структура работы и критерии оценивания | 2 |
2 | Работа над изложением | 6 |
3 | Работа над сочинением | 18 |
4 | Редактирование и правка текста | 6 |
5 | Итоговая работа на экзаменационных бланках | 2 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Раздел. Тема урока |
план | факт |
Структура работы и критерии оценивания – 2 часа |
1 | | | Структура экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным материалом. Цели и задачи курса. Вводное занятие. |
2 | | | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. |
Работа над изложением - 6 часов |
3 | | | Сжатое изложение. Определение микротем исходного текста. Абзацное членение. |
4 | | | Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение. |
5 | | | Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение. |
6 | | | Приемы сжатия текста: Отработка приема упрощение. |
7 | | | Выбор приемов сжатия. Написание сжатого изложения. |
8 | | | Редактирование сжатого изложения. Правка текста. |
Работа над сочинением - 18 часов |
9 | | | Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки. Структура сочинения на лингвистическую тему. |
10 | | | Учимся формулировать тезис сочинения на лингвистическую тему. Анализ цитаты. |
11 | | | Учимся аргументировать тезис сочинения на лингвистическую тему. Подбор примеров из текста. |
12 | | | Учимся писать вывод. |
13 | | | Сочинение-рассуждение по цитате из текста. Критерии оценки. |
14 | | | Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Анализ цитаты. Подбор материала. |
15 | | | Учимся аргументировать тезис сочинения рассуждения по цитате из текста. Подбор примеров из текста. |
16 | | | Учимся аргументировать тезис сочинения рассуждения по цитате из текста. Подбор примеров из текста. |
17 | | | Учимся писать вывод сочинения-рассуждения по цитате. |
18 | | | Написание сочинения-рассуждения по цитате и правка текста. |
19 | | | Написание сочинения-рассуждения по цитате и правка текста. |
20 | | | Сочинение – рассуждение на заданную тему. Критерии оценки. |
21 | | | Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Анализ понятия и формулировка определения. |
22 | | | Учимся аргументировать тезис сочинения-рассуждения на заданную тему. Подбор примеров. |
23 | | | Учимся аргументировать тезис сочинения-рассуждения на заданную тему. Подбор примеров. |
24 | | | Учимся писать вывод сочинения-рассуждения на заданную тему. |
25 | | | Написание сочинения-рассуждения на заданную тему и правка текста. |
26 | | | Написание сочинения-рассуждения на заданную тему и правка текста. |
27 | | | Правка текста. Работа с орфографическим словарем. Приемы орфографической правки. |
28 | | | Правка текста. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании изложения и сочинения. |
29 | | | Правка текста. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании изложения и сочинения. |
30 | | | Правка текста. Грамматические нормы русского языка. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, нарушение норм согласования и управления. |
31 | | | Правка текста. Грамматические нормы русского языка. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, нарушение норм согласования и управления. |
32 | | | Правка текста. Распространенные речевые ошибки. |
33 | | | Итоговая работа на экзаменационных бланках |
34 | | | Итоговая работа на экзаменационных бланках |
Приложение 2
Учебно-методическое обеспечение
Материалы курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе: лекции 1-4.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2020
Материалы курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе: лекции 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2020
КИМ. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В..Егорова. – М.: ВАКО, 2019.
ГИА-2020: Экзамен в новой форме6 Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме/авт. Сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.
ГИА. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
ГИА. Русский язык. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий./ Г.Т. егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.