СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум "Семейные роли. Распределение обязанностей в семье"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель практикума: сформировать адекватные представления о семейных ролях, распределении обязанностей в семье; способствовать развитию качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Практикум "Семейные роли. Распределение обязанностей в семье"»

Практикум «Семейные роли, распределение обязанностей в семье»


Цели: - сформировать умения определять мужские и женские роли в семье, особенности собственной полоролевой идентификации;

- сформировать адекватные представления о семейных ролях, распределении обязанностей в семье;

- способствовать развитию качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений.

Результат: характеризует собственные представления о мужских и женских ролях, знает особенности собственной полоролевой идентификации; адекватно оценивает представления о семейных ролях, распределении обязанностей в семье.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в виде слайдов, видеоролик, бланки «Домашние обязанности», карточки с описанием проблемных ситуаций, набор шаров, карточки в форме ладоней для рефлексии, магниты.

Подготовительная работа: в учебной группе заранее проводится анкетирование по вопросу распределения домашних обязанностей. Ход занятия

Организационный момент

Упражнение «Продолжите фразу»

Юношам предлагается продолжить фразу «Идеальная жена …», девушкам - «Идеальный муж …»

Постановка проблемы. Работа над темой.

Природа предопределила мужчине и женщине разные роли. Мужчина и женщина отличаются физиологией, поведением, мировоззрением, восприятием окружающего мира. Мужчина по природе лидер, преобразователь внешнего мира. Женщина – хранительница человеческой жизни и окружающего ее мира.

Роль мужчины и женщины в семье – важнейшая социальная роль. Сегодня преобладает традиционное распределение обязанностей в семье, вытекающее из общепринятых в нашем обществе ролей мужа и жены.

Какие обязанности предполагают традиционные роли со стороны жены? Мужа?

Традиционные роли предполагают со стороны жены следующие обязанности:

- рождение и воспитание детей;

- создание и поддержание домашнего очага;

- бытовое обслуживание семьи;

- подчинение собственных интересов интересам мужа как главы семьи.

Традиционные роли со стороны мужа налагают на него следующие обязанности:

- преданность матери своих детей;

- обеспечение экономической безопасности и защита семьи;

- поддержание семейной власти и контроля;

- принятие основных решений.

Партнерские роли требуют как от мужа, так и от жены:

- определенного экономического вклада в семейный бюджет;

- общей ответственности за детей;

- участия в домашней работе и распределения правовой ответственности .

В современных семьях не всегда выполняются роли мужчины и женщины в полной мере. Но в семьях, где любят друг друга, муж и жена всегда притягиваются друг к другу, взаимно дополняя друг друга [2, с. 58-59].

Работа в минигруппах

В течение 10 минут перечисляют в бланке (приложение 1) домашние обязанности каждого члена семьи в будний день, фиксируют данные о затратах времени. Суммируют количество домашних обязанностей, а также времени, необходимого на их выполнение [1, с. 20-21].

Обсуждение результатов (Как правило, при сопоставлении занятости членов семьи отмечается значительная перегрузка представителей женского пола.)

Демонстрация результатов анкетирования

Упражнение «Женские» и «мужские» обязанности»

Выполняют 4 участника (двое юношей, две девушки). Согласно результатам заранее проведенного анкетирования перечисляются «мужские» обязанности для юношей и «женские» обязанности для девушек. Учащиеся берут из коробки по одному шару за каждый названный вид домашней работы (приложение 2).

Обсуждение (Как правило, полученные в ходе анкетирования учащихся данные свидетельствуют о том, что у женщин намного больше домашних дел, чем у мужчин.)

Просмотр видеоролика [3], обсуждение в группе

Упражнение «Конфликтная ситуация»

Двое участников от каждой минигруппы получают карточку с описанием проблемной ситуации в семье, им необходимо разыграть предложенную ситуацию (приложение 3).

Обсуждение

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Каждый учащийся записывает на карточке в форме ладони, за что он готов отвечать в своей будущей семье. Карточки размещаются на доске.

Список литературы:

1. Счастливая семья. - №4 (22) / 2009.

2. Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сб. метод. материалов / под ред. О.С.Поповой, А.В.Самуль, Л.И.Саранцевой. – Минск: РИПО, 2015. – с.39-51.

3. http://youtube.com / CzXhHjtyMmc

Приложение 1

Бланк «Домашние обязанности»


п/п

Семейный статус

Дела, выполняемые за день

(по часам)

Время

с … до …

Продолжительность

1 1

Муж


















Итого

2

Жена


















Итого

3

Сын (сыновья)


















Итого

4

Дочь (дочери)


















Итого


Приложение 2

Перечень домашних обязанностей


Приготовление пищи

Мытье посуды

Ежедневная уборка квартиры

Стирка белья

Поддержание в порядке одежды

Покупка продуктов

Генеральная уборка квартиры

Заготовка солений, варений

Покупка одежды и обуви

Помощь детям при подготовке уроков и игры с ними

Посещение родительских собраний

Организация семейных праздников

Чтение специальной литературы по воспитанию детей

Уход за домашними животными

Оплата счетов

Вождение автомобиля

Мелкий ремонт бытовой техники, мебели


Приложение 3


Карточки для упражнения «Конфликтная ситуация»


1.1. Муж: пришел после работы уставший, хочет отдохнуть, ужин не приготовлен.



1.2. Жена: работала в 2 смены, после работы ходила за продуктами, муж не выбросил мусор





2.1. Мама: пришла после работы, в комнате 12-летнего ребенка беспорядок, он сидит за компьютером



2.2. Сын/дочь 12 лет: обещал(а) убрать свою комнату, но засиделся(ась) за компьютером





3.1. Муж: никогда не ходил на родительские собрания в школу, жена просит сходить, в 17.00 по телевизору начинается футбольный матч с участием любимой команды


3.2. Жена: в 17.00 в школе родительское собрание, на это время записана к парикмахеру.