СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Права и обязанности" - разработка урока обществознания в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обществознания в 6 классе "Права и обязанности". Цель: способствовать формированию понтия "право" и "обязанность"

Просмотр содержимого документа
«"Права и обязанности" - разработка урока обществознания в 6 классе»

Обществознание 6 класс

Тема «Права и обязанности»

Цель занятия: способствовать формированию понятия «право» и «обязанность».

Задачи:

1. Показать противоречивость системы «право-обязанность»;

2. Разобрать причины конфликтов, которые возникают между родителями и детьми;

3. Стремиться к тому, чтобы учащиеся осознали необходимость и возможность решения конфликтов между взрослыми и детьми.

Оборудование: «Конвенции о правах ребенка» (текст), карточки с буквами для анаграмм.

Ход занятия:

Учитель. Мы продолжаем разговор о правах детей, о тех документах, в которых отражены не только человеческие права, но записаны и обязанности как необходимое условие для того, чтобы права детей были реализованы.

Учитель проверяет знания учащихся. На доске расположены анаграммы:

1) О Т П Е Р Б О Т Ь С Н

2) Н О К Е В Н И Ц Я

3) Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В

4) И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е

Вопросы к анаграммам:

1) Продолжите фразу: «Основные права человека - это...»

2) В каком международном документе записаны права детей? Когда принят этот документ? Кем?

3) Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

4) Какие основные права вам известны?

Дополнить список, используя текст Конвенции.

Учитель.  Конвенция о правах ребенка содержит в себе не только эти права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни, от прав к ответственности перед законом, перед обществом, т.е. к обязанностям.

Вопрос к классу: В каком возрасте это происходит?

Учитель. Вам, дети, хочется стать взрослыми, уйти от опеки родителей, вечных поучений, таких, например, как: «Я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя».

В результате чего возникают конфликты между детьми и взрослыми. А в чем их причины этих конфликтов? Можно ли не допускать ссор? Или такие проблемы «вечны»? Как же решить, не поссорившись, «достойно» выйти из сложившейся ситуации? (Вопросы записать на доске).

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько «сцен из семейной жизни» (группы ребят заранее получили задание):

1. Семья смотрит телевизор, взрослые довольно грубо определяют то, какую передачу должен смотреть ребенок…

2. Семья за обеденным столом, родители заставляют ребенка, есть мясо.

Вопросы для размышления:

1. Должен ли ребенок смотреть ту передачу, которую потребовали родители?

2. Как можно склонить родителей на свою сторону? Ответ аргументируйте.

(Время работы в группах 3-5 минут. Ответы записываются на доске, выбирается самый оптимальный вариант решения).

Учитель. Подведем итоги работы в группах. Ребенок имеет право, если оно не противоречит интересам других людей. Лучший способ разрешения конфликтов - совместное мирное решение, умение уступать друг другу.

Учащимся предлагается зачитать сочинения родителей, сравнить точки зрения (домашнее задание прошлого урока).

Учитель. Каковы же причины ссор и конфликтов между родителями и детьми? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем заполнить пустые квадраты в схеме «причины конфликтов»

 

Учащиеся, обсуждая в группах, в оба квадрата помещают слова «права» и «обязанности» («хочу», «должен»).

Учитель. Причина конфликтов - противоречивое взаимодействие прав и обязанностей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности. Разница лишь в том, что взрослые, больше знают и умеют, поэтому несут больше ответственности за семейное благополучие. Взаимопонимание, разделение обязанностей между взрослыми и детьми, уважение прав другого человека - единственный способ разрешения конфликта «хочу – должен».

Вопросы к классу:

1. Как бы вы назвали тему урока? Почему? (Открыть тему урока, сравнить с предложениями).

2. Можно ли назвать такую проблему «вечной»? Почему?

3. Что нового узнали? Чему научились на уроке?

Инструктаж домашнего задания:

Составьте памятку "5 способов разрешения конфликтов с учителем".