Муниципальное автономное образовательное учреждение
Саха политехнический лицей.
Тема: «Права ребенка в школе»
Выполнила: Ученица 8 «в»
Саха политехнического лицея
Кожина Анастасия Вячеславовна
Руководитель:
Учитель истории и обществознания
Михайлова Александра Николаевна
г.Якутск 2014 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………..3
Глава I
Права ребенка в школе………………………………4
Каковы типичные нарушения прав учащихся?.......5
Декларация прав ребенка……………………………7
Глава II
Вывод анкетирования……………………………….9
Заключение……………………………………………….10
Использованная литература…………………………....11
Введение
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и полностью раскрывающим данную тему. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Конечно, тема прав ребенка в современном обществе актуальна, и я решила провести исследование в этом направлении.
Проблема прав и свобод ребёнка занимает одно из центральных мест в современном мире. В ней в концентрированном виде отражается сущность политического строя общества, содержание, направленность и эффективность деятельности государственной власти и общественных правозащитных организаций. Без уважения к правам ребёнка невозможно существование правового государства.
Целью моей работы является:
Ознакомиться какие права есть у детей. Узнать какие права нарушаются в школе, и как устранить нарушение прав
Задачи:
1) Какие права есть у ребенка в школе
2) провести анкетирование
3) Узнать какие права нарушаются и кем
4) Способы устранения нарушений прав
План:
1) Права ребенка
2) Права ребенка в школе
3) Анализ анкетирования
4) Какие права нарушаются и кем
3
Глава I
Права ребенка в школе
1)посещать дополнительные мероприятия и занятия, которые не входят в учебную программу только добровольно;
2)на выражение взглядов, но лишь в корректной форме;
время каникул тратить на отдых и развлечения, соответствующие возрасту;
3)быть предупрежденным обо всех мероприятиях, направленных на контроль и проверку знаний, заранее;
4)получать четкие ответы на вопросы относительно выставленной оценки;
5)получать образование на родном языке.
6)обучаться бесплатно, без дополнительных материальных взносов;
7)посещать кружки и секции в учреждении, независимо от наличия способностей;
8)при согласии родителей ученик может перевестись в другую школу в любое время, даже в середине или конце учебного года;
9)рассчитывать на помощь школьного психолога;
10)самостоятельно выбрать то учебное учреждение, в котором ему хочется обучаться, то есть никто не может запретить ребенку обучаться в школе, которая находится далеко от района проживания ученика;
11)на уважение со стороны всех работников школы, включая не только педагогический состав, но и уборщиков, вахтеров, администрацию, поваров;
12)на то, что обучение будет организовано с соблюдением всех правил техники безопасности. Например, школьник может отказаться выполнять нормативы, если снаряды в спортзале не надежны;
13)получать любую нужную книгу в библиотеке учреждения;
4
Каковы типичные нарушения прав учащихся?
В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
- пренебрежение основополагающим понятием прав человека "достоинство человека" (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
- представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить "нечто" по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
- государственная типовая школа остается основным местом образования;
- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
- физическое насилие;
- психологическое, психическое насилие;
- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
- отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных
представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
6
Декларация прав ребенка
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
7
Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
8
Вывод анкетирования
Всего было опрошено - 202 ученика
Из них считают, что их права нарушаются – 102 ученика – 50% опрошенных
Педагогами: 47 – 23%
Одноклассниками – 28 – 14%
Тех.персоналом – 22 – 11%
Родителями - 2
Из них подвергалось насилию – 23 ученика – 11%
Психологическому -11уч
Физическому -10 уч
Сексуальному 10 уч
Со стороны родителей – 2 уч
Педагогов -9
Одноклассников – 6
Сверстников – 2
Других лиц – 6
В школе имеется случаи нарушения прав детей со стороны педагогов, родителей, учащихся, тех.работников.
НАРУШАЮТСЯ В ОСНОВНОМ ПРАВО:
На образование – 16 уч – 8%
На самовыражение – 39 уч – 19%
На свободу – 29 уч – 14%
Затрудняются назвать права, которые нарушены – 40 уч – 20%
9
Заключение
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи
Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права ребенка и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире.
10
Использованная литература
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.
Семейный Кодекс РФ. - М., 1993.
5. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. - М.,
2007
Интернет ресурсы
http://www.pravadetey.ru/index4.html
http://www.pravo.khv.ru/node/488
http://nemoskvichi.ru/st23.php
http://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/
11