Неделя 3 | День 12.04.13 | Урок 4 |
Тема урока | Правда в пьесе М. Горького "На дне" |
Общая цель | Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова |
Ожидаемые результаты | Умеет определять позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, знает место, роль и значимость слов «милосердие, доброта, сострадание, человечность» в литературе |
Тип урока | Метод творческого чтения. Тип урока - комбинированный |
Задания | Групповая форма работы (флипчарты «Правда Сатина», «Правда Луки », «Правда Бубнова»), учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации, работа в парах (написание синквейна, диаманты, хокку) |
Необходимые материалы | Слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 3. |
Ход урока: |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика |
Вводная часть
Вступительное слово учителя
| Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои. Леви Х. Доулинг Сегодняшний наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся. Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек (Презентация, слайды № 1, 2). – Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану: Значение имени, фамилии героя для понимания его образа. Как оказался в ночлежке? Как относится к окружающим? Отношение к «правде». – Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание. |
Определяют ключевое слово в эпиграфе и называют тему урока. |
Презентация
| 1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд № 3). Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения ваших героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию. 2) Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 2). «На что совесть? Я не богатый». (Бубнов) «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука) «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер) «Мало знать, ты понимай…» (Наташа) «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин) «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев) «Любить живых надо, живых». (Лука) «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов) «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин) (Учитель комментирует уровень знания текста) Составление флипчарта «Правда Сатина (Луки, Бубнова)» Защита флипчартов – Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу. | Делятся на группы, выбирают эмблему.
Определяют героя пьесы. Лидеры оценивают членов своей группы.
Составляют флипчарты. |
Основная часть
| Выступление первой группы. «Правда Сатина» Выступление второй группы. «Правда Бубнова» Выступление третьей группы. «Правда Луки» (Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших) Творческая работа. Разделитесь по парам и напишите по одному синквейну и по одной диаманте от группы. Затем все вместе составьте хокку. Каждая группа пишет о своем герое. | Защита флипчартов.
Голосуют сигнальными карточками. Лидеры групп оценивают выступающих
Оценивают разноцветными треугольными карточками
|
Итог
Домашнее задание | Ролевая игра – Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕНТ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли. (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца). Представление рисунков – А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались. (Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока) – Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7). Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.
Перечитав произведение, представьте всех обитателей ночлежки, кратко изложив их предысторию и судьбу в пьесе. |
Проговаривают слова утешения соответственно характеру своего героя.
Представление схем выхода из тупика героев пьесы. |
Самоанализ урока Урок занимает важное место в теме: «Творчество А.М.Горького», т.к. сложная философская проблема не всегда понятна школьникам из-за того, что требует умения анализировать и сопоставлять события и реплики героев, требует отличного знания текста. Ученики сталкиваются с необходимостью рассуждать и делать выводы. Это трудно делать, если основываться только на словах и не использовать наглядный материал или схемы и таблицы. Урок построен максимально. Возможности ИКТ позволяют опираться на конкретный материал, что облегчает понимание не только авторского замысла, но и авторской позиции. Следовательно, его можно проводить в классах с любым уровнем способностей. «Споры о правде» - это еще и жизненный урок, воспитывающий гуманность, милосердие, уважение к личности человека вообще и оступившегося человека в частности. Этот урок предваряет собою итоговое занятие по творчеству Горького и имеет продолжение в домашнем задании. Были учтены особенности психологии и восприятия учащихся подросткового возраста. Так, например, берется во внимание интерес подростков к личности, к проблеме смысла жизни. А также урок построен так, что его можно перестроить под любой уровень подготовленности учащихся и их способностей. Так, например, на слайд выведен один из самых важных эпизодов пьесы, что позволяет освежить в памяти прочитанное без долгих и затягивающих время поисков в тексте произведения. Соблюдены все необходимые составляющие урока литературы. Этапы урока соразмерены по времени. Ускорить темп урока позволяет слайд с проверочной работой по пройденному материалу и правильными ответами. Поэтому присутствует элемент взаимной или самопроверки. Индивидуальная работа представлена на этапе проверки заранее подготовленного сообщения об одном из героев произведения (на уроке это проходит с обсуждением и дополнениями со стороны других учащихся). Часто используется фронтальная беседа, т. к. это продиктовано необходимостью развивать речь учащихся и умение рассуждать устно. Содержание урока в полной мере не содержится ни в одном учебнике, частично содержится в хрестоматии в виде критических статей. На уроке проводилась работа с научными терминами, такими как: конфликт, мировоззренческий конфликт, социальный, любовный, внутренний, внешний, диалог, монолог, диалог «душевной глухоты», сюжетная характеристика, самохарактеристика, система персонажей. Наглядность представлена в виде презентации с использованием видео. Материал построен в соответствии с логической последовательностью. Связь с практикой проявилась в работе над созданием таблицы и продолжилась в домашнем задании. Деятельность учителя сводится к посреднической. Используется метод проблемного обучения. Учитель помогает, направляет, обобщает сказанное, подталкивает к определенным выводам. И сильные, и слабые учащиеся могут осуществить проверку работ на знание текста, т.к. ответы выводятся на экран. Способные к выразительному художественному чтению демонстрируют образец, на который будут равняться остальные, когда станут учить монолог дома. Сильный ученик дает характеристику персонажа. Стимулированием мыслительной деятельности учащихся служат многочисленные проблемные вопросы, поставленные на уроке, а также задание по созданию самой презентации к уроку. Работу учащихся можно назвать интеллектуальной. Интерес к теме поддерживается примерами из жизни, актуальностью проблемы отношения общества к «бывшему» человеку. Использование ИКТ на уроке доступно всем, т. к. выполняет роль обобщения сказанного, наглядного, опорного материала. Урок очень насыщен, т.к. для рассмотрения проблемы ученикам приходится обращаться ко всему произведению, а не к одной его части. Поэтому работа требует хорошего знания материала, а абстрактность предмета анализа заставляет отметать все лишнее. Обратная связь учитель-ученик осуществляется с помощью беседы, непосредственного диалога, который позволяет определить степень доступности материала. Презентация помогает произвести ускоренный контроль через взаимную проверку по предложенным слайдам и одновременно самоконтроль, т. к. все ученики видят ответы и могут оценить свой уровень. Воспитательный эффект состоит в том, что дети уходят с урока озадаченными. Они задумываются над общечеловеческими проблемами, начинают понимать ценность человека как личности, начинают уважать и ценить человека вообще, а не только самих себя. Воспитательным можно считать момент урока, когда на слайдах появляются лица современных жителей «дна», дети воспринимают это особенно чутко, в классе устанавливается тишина.
|
Оценивание урока | Цели урока были достигнуты. |
Изменения по уроку | |