Урок русского языка № 4-б класс Дата:
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Цели: совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного; формировать у учащихся умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, умение обнаруживать орфограмму в безударных окончаниях имен прилагательных, объяснять и контролировать написанное, развивать мыслительную деятельность учащихся, грамотную речь, память, умение слушать другого и понимать его речь; воспитывать любознательность, интерес к профессии журналиста, самостоятельность.
УУД:
Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам и падежам; определять род, падеж имён прилагательных.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Чтобы мы лучше понимали друг друга, чувствовали себя очень уютно и комфортно, чтобы успех сопутствовал нам, мы поделимся улыбками. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
Пусть наш урок пройдет под девизом. Слайд 2
Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке. Сели ровно, вспомнили правила правильного письма.
Откроем тетради и запишем число. (Второе февраля)
2.Самоопределение к деятельности.– Много разных профессий есть на земле. Какие вы знаете? Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Сегодня мы побудем в роли одной интересной профессии, послушайте ее описание и догадайтесь, о какой профессии идет речь?
Специалисты по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.). Слайд 3
- Итак, чем занимаются журналисты?
- Кому нравится работа журналиста? Послушайте шуточное стихотворение.
М. Скребцова
— У кого взять интервью? Тормошу я всю семью.
Я вопросы написала, Журналисткою я стала.
Я должна статьи писать, Обо всем мне нужно знать:
Где родился дед Виталий, И откуда маму взяли?
Как к ней подобрали папу, Почему он носит шляпу?
Почему моя бабуля Балует меня и Юлю?
Почему котенок Тиша Ночью вылезал на крышу?
Почему зима и лето Очень разные по цвету?
Знает весь седьмой этаж, Что пишу я репортаж,
Что нуждаюсь в темах срочно, Что пишу правдиво, точно.
Но соседи мне твердят, Что спокойно жить хотят,
Что не нравится им пресса – Что в ней слишком много пресса.
Я в другой подъезд пойду, К людям я подход найду,
Просто первые шаги Журналиста нелегки.
3. Актуализация знаний и умений учащихся
1. Чистописание Слайд 4
– Чтобы отдать свою заметку в печать, журналист должен её красиво написать.
- Почему написание этих букв мы сегодня повторим?
Жж
ж ж самую красивую букву подчеркнули
Журналист. (найдите орфограмму)
2. Словарная работа.
– Чтобы отдать свою заметку в печать, журналист должен её грамотно написать. Повторим правописание словарных слов. Какую часть речи мы сейчас проходим? Словарными словами будут прилагательные. Я читаю прилагательные в мужском роде, 1 вариант записывает их в ж.р, 2 вариант – в ср.р., подчеркиваем орфограммы, выделяем окончания
Счастливый, прекрасный, интересный, прекрасный, здоровый, белорусский. (Проверка)
- Журналисты должны давать точные, проверенные данные.
3.Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Тест Слайд 5-6
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам
С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) (проверка на доске)
4. Этап формулировки темы и целей урока.
Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 7
Используя опорную запись, поставьте цели урока. Слайд 8
Закрепить………
Упражняться……….
Задуматься ……..
Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
4. Проверка понимания изученного
Выборочное письмо. Слайд 9-10 (на карточке, по одному у доски, проверка на интерактивной доске)
– Журналист должен уметь в потоке информации выделить главное.
- Выпишите из текста словосочетания существительное + прилагательное, с которым оно связано, выделите окончания, определите падеж. (Как определить падеж имени прилагательного?)
Дует холодный ветер. Трещит мороз. А под старой елью тихо и тепло. Здесь много места для маленькой синички и шустрой мышки.
Составить из слов предложение. Слайд 11
- Журналист должен уметь свободно и грамотно излагать свои мысли.
- Составьте из слов предложение и запишите его, подчеркните главные члены. Определите род и падеж имен прилагательных.
Кружится, в, медленно, воздух, и, на, земля, снежинка, пушистый, падает, холодный.
(Пушистая снежинка медленно кружится в воздухе и падает на холодную землю.)
(выключить доску)
5. Закрепление изученного
Склонение словосочетаний.
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.
- Предлагаю вам просклонять словосочетания интересная газета, вчерашняя статья
(по вариантам самостоятельно)
- В каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? (Р.п., Д.п. ,Т. п. ,П. п. )
-А в именительном падеже какое окончание? ( - ая ,-яя )
-А в винительном падеже какое окончание ? ( - ую ,-юю )
-Какой вывод мы можем сделать о правописании прил. жен. рода в Р, Д,Т.П. падежах?
6. Физкультминутка.
М. р. –руки вверх; Ж. р. – повернулись влево- вправо; С. р. – прыжки на месте.
Весёлый зверёк ( м.р.) ,с верной( ж.р. Т.п.) собакой, родной (м.р.)пёс, пушистую (ж.р., В.п.) кошку, уютное (с.р) гнездо, говорящий попугай (м. р.), заботливая (ж.р., И.п.) хозяйка, интересный репортаж, свежие новости..
Итог: закрепили полученные знания и немножко размялись.
7. Обобщение и систематизация изученного
Корректировка текста. Самостоятельная работа. Слайд 12
- Журналисты часто берут интервью у иностранцев. Я вам предлагаю одно интервью. Прочитайте.
«Я провел много замечательный дней, странствуя по миру. Недавно я посетил белорусская город Мозырь. Меня впечатлили достопримечательности вашего героический города. Очень хочу приехать к вам в гости ещё раз. Надеюсь на нашу долгожданная встречу.»
- Что вызвало у вас улыбку?
- Почему имена прилагательные употреблены именно так?
- Как они могут изменяться?
- Поработайте в парах: исправьте ошибки прямо в листиках и прочитайте, что у вас получилось (зачитывают).
Творческое задание
Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)
Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Мы живем в нашей (любимой) стране России. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.
Проверка: - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)
8. Рефлексия. Листы самооценки.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали? Что на уроке для вас было интересно? Кому понравилась работа журналиста?
- Всем – огромное спасибо. Надеюсь, вы сегодня еще раз убедились, что все в наших руках, а знания – особенно.
9. Творческое домашнее задание.
Написать заметку в школьную газету, используя имена прилагательные на тему «
5