СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок "Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода" 4 класс»

Тема: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Цели урока:

Образовательная:

  • умения изменять прилагательные по вопросам;

  • правильно писать безударные падежные окончания прилагательных женского рода.

  • закрепить ранее изученный материал: изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам;

  • содействовать формированию умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода;

Развивающая:

  • создавать условия для развития внимания, памяти, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), познавательного интереса к русскому языку через учебную деятельность;

Воспитывающая:

  • способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, ответственности, активности.

  • воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

  • познакомить с профессией журналиста, воспитывать уважение к людям любой профессии.

  • бережное отношение к природе, умение видеть и понимать окружающий мир.

Оборудование: учебник по русскому языку (4 класс); карточки для индивидуальной

работы и работы в группах; таблица-опора «Склонение имён

прилагательных женского рода», рисунки на тему «Зима», газета «Снежинка».



ХОД УРОКА



І. Организационный этап. Эмоциональный настрой на работу

1. Проверим готовность к уроку. Вы готовы? Тогда начинаем!

Нужно для счастья порою немного:

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше … (ошибок)

- Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи.

ІІ. Этап проверки домашнего задания Раздать индивидуальные карточки

  • Фронтальный опрос (устно) Написать на доске

- Были ли трудности при выполнении домашнего задания?

- Тогда прочитайте словосочетания на доске (За еловым лесом, смолистым дымом.)

(В холодном утреннем тумане, на футбольном поле.) и определите какие здесь окончания, падеж.

- Как проверять безударные падежные окончания прилагательных? (по вопросу)

Индивидуальная работа (карточки вложить в тетради)

  • Работа по карточкам (3 человека)

Вставь окончания, укажи род и падеж имён

прилагательных.

Стояло холодн.., осенн.. утро. В ясн.. день вода в озере совсем син.., как небо. В лесу сквозь ветви смотрят холодн.. звёзды.



Вставь окончания имён прилагательных, укажи (где возможно) их род.

Голуб.. небо, храбр.. мальчик, душист.. мыло, вкусн.. чай, син.. васильки, спел.. яблоко, холодн.. вода, сложн... задание, бел.. скатерть, весёл.. ребята.



Вставь пропущенные орфограммы, выдели окончания прилагательных, укажи их падеж.

Хорош.. дело два века ж..вёт. Не бойся умн... вр..га, а бойся глуп... друга. Больш... кор..блю больш.. плавание. При летн.. красн... солнышк.. и яго..ка кр..снеет. В согласн.. стаде волк не страшен.



Ребята мы работали устно, но мы знаем, что на уроках русского языка мы не только развиваем устную речь, но и учимся грамотно писать. А чтобы научиться грамотно писать, нужно уметь красиво писать, поэтому откроем тетради, запишем число, классная работа и проведем минутку каллиграфии. Не забудьте, что красота письма зависит от правильной посадки. Проверить индивидуальные карточки. 3 мин

ІІІ. Этап чистописания

1. Жж жа же продолжите ряд…

- Какое из словосочетания букв является орфограммой. (жи)

- Работаем со словами,

2. Журнал, журнальная, журналист (записать в тетради, выделить корень)

(Печатное периодическое издание)

(Как называется статья в журнале….журнальная)

(Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы, берут интервью)

(ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).)



- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов. Назовите корень. Выделили корень журнал. Дайте название этим словам. (однокоренные, родственные)

- Какое слово лишнее и почему? (Журнальная, прилагательное)

- Много разных профессий есть на земле. Вот и вы сегодня будете в роли не просто учеников, а поближе познакомитесь с профессией журналиста. Кто такие журналисты?– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся побыть в роли журналистов, давать точные ответы, проверять данные слова и выступать, доказывая свою точку зрения.

- В повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома», с которой знакомились на уроке внеклассного чтения, ребята выпускали классную стенгазету. Сегодня на уроке русского языка мы тоже оформим газету, а назовём её «Снежинка». Газета снежинка.

- 1-я снежинка для оформления уже есть: с чистописанием справились все.

4 мин

- Как вы считаете, журналисты должны быть грамотными?

- Внимательно прочитайте про себя это предложение. Запомните его. Подумайте, какие орфограммы нужно вставить. Запишите по памяти и подчеркните все орфограммы, которые были пропущены.

3. Пуш..ст.. сн..ж..нка опустилась на мою ладо..ку. (Закрыть доску)

- Прочитайте предложение. Объясните пропущенные орфограммы.

У прилагательного выделите окончание, обозначьте род и падеж. Подчеркните грамматическую основу.

Взаимопроверка

- 2-я снежинка для оформления.

5 мин

IV. Этап подготовки к усвоению нового материала

  • Работа в парах.

- Журналист должен уметь работать в команде. Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

- Букву, которая соответствует правильному ответу, обводите.



Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

-Что такое склонение? (это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам.)

3-яя снежинка

3 мин

V. Актуализация опорных знаний

- Журналист должен знать обо всем. Например, о природе должен знать?

- Изменчива погода в январе: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

- Дайте общее название словам, записанным на доске. (природные явления)

Метель, пурга, вьюга, гололедица.

- Назовите лишнее слово. (Гололедица)

- Почему? (Гололедица – это когда после оттепели на дорогах образуется лёд)

- Прочитайте оставшиеся слова. Что заметили? (Оставшиеся слова имеют общее значение, связанное с ветром).

- Как называются такие слова? (Синонимы).

- Что ещё общего у слов? (Ж.р.)

- Составьте словосочетание существительное + прилагательное с данными словами.

Проблемная ситуация.

зимняя метель

сильная пурга

злая вьюга



Карточки ая, яя



зимняя метель - Поставьте существительное в в.п., а изменится ли окончание прилаг.

А как нам узнать какие бывают окончания в женском роде? Что надо сделать? (просклонять) Что значит просклонять. Мы знаем с вами как склоняются имена прилагательные мужского и среднего рода, а сегодня как вы думаете какая наша тема.



V. Сообщение темы урока, постановка цели. Вывесить тему на доску.

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

по вариантам 1 и 2 у доски

- Кто быстрее просклоняет.

4-я снежинка

5 мин



VI. Этап усвоения новых знаний

  • Наблюдение над словами.

- Определите род прилагательного зимняя.

-Просклоняйте словосочетание зимняя метель и злая вьюга.

И.п.(какая?) зимняя метель

Р.п. (какой?) зимней метели

Д.п. (какой?) зимней метели

В.п. (какую?) зимнюю метель

Т. п. (какой?) зимней метелью

П. п. (о какой?) о зимней метели

- Как проверяли написание безударного окончания прилагательного? (По вопросу)

- Но ведь окончание вопроса и прилагательного разные… Почему?

-В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?



  • ВЫВОД:

Схема-опора «Падежные окончания имён прилагательных женского рода»

И.п. КАКАЯ? -АЯ, -ЯЯ

В.п. КАКУЮ? -УЮ, -ЮЮ

Р.п.

Д.п. КАКОЙ? -ОЙ, -ЕЙ

Т.п.

П.п.

5-я снежинка

4 мин

VI. Физкультминутка

  • Гимнастика для глаз

Любопытная Варвара

Всюду глазками стреляла.

Посмотрела вправо – влево,

Быстро-быстро поморгала.

А потом закрыла глазки

И во сне увидит сказки.



  • Физкультминутка

Мороз не велик, да стоять не велит.

Давайте немного согреемся, разомнёмся.



Вдох и выдох, вдох и выдох

Раз присели, два привстали, чтоб задержки никакой

Три нагнулись и достали до носка одной рукой.

2 мин



VII. Этап закрепления новых знаний



– Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице 33, упражнение 50

  • Работа над правилом (стр.20)

- Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)

Выборочное письмо (упр.331)

С/Р Упражнение 331 три словосочетания у доски и в тетрадях.

6-я снежинка

Этап информации домашнего задания

- Дома продолжите создание нашей газеты «Снежинка». Учебник с 21, упр. 330. Вы прочитаете замечательный текст В. Сухомлинского «Снежинка». Выпишите словосочетания со словом снежинка, определите род, падеж прилагательных. Выделите окончания.

Закрыли учебники

5 мин

  • Работа с деформированным текстом (включить музыку Жана Качмарека)

– Для написания статьи журналист собирает материал. Какая часть речи нам помогает, чтобы текст получился красивым?

(По рядам передаются листы с пропущенными прилагательными. Работа в группе)

Первый снег

Ночью выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Снег украсил двор. На тонкой берёзке и дубках снежные хлопья. Надеваю тёплую шубу, меховую шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца маленький сугроб. Беру деревянную лопатку и чищу дорожку. Под снежком гладкий лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.

- Какие изменения произошли за ночь?



Долгожданные перемены в лесу

С приходом долгожданной зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила летнюю пёструю одежду на зимнюю. Белую шубку надел горностай. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворного зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный.

- Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?



Помощь пернатым друзьям

Наступила холодная зима. Снег укрыл всё белым покрывалом. Стоит сильный мороз. В зимнюю пору птицам приходится трудно. Ребята сделали небольшую кормушку для пернатых друзей и повесили её на старой берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ловкие синицы. Вот прилетела шумная стайка воробьёв. За ними важные снегири.

Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.

- Кому в сильные морозы приходится особенно тяжело? (Птицам)

- Можем ли мы им помочь? Как?

Тексты помещаются на доске (газета).

- Нашу газету необходимо проиллюстрировать (работа художников-оформителей). Выберите из имеющихся рисунков подходящие к каждому тексту и разместите в ГАЗЕТЕ. Объясните свой выбор.

7-я снежинка

7 мин

ІХ. Этап подведения итогов работы. Рефлексия

  • Блиц-опрос.

- Так что же называется именем прилагательным?

- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Как изменяются прилагательные? Как определить род, число и падеж прилагательных?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Я хочу отметить отличную работу на уроке…

Хорошо работали …

Благодарю за хорош__ работу.

Подводим итог нашей работы



Кто активней всех работал

Сдаем тетради

Какую оценку

На каком этапе

Кто считает, что он все усвоил, очень хорошо работал.

прикрепить снежинки на картину

- Сегодня на уроке я узнал…….

- Сегодня на уроке я научился…..

- Мне было интересно ………

- Я испытывал затруднения …………

5 мин


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!