СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён  прилагательных женского рода».

 

Тип урока: изучение нового материала в системе уроков «Безударные падежные окончания имён прилагательных»

 

Цели урока:  формирование  навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
    • изучить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода 4.1.2.5
    • применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных, имен существительных» 4.1.1.9
    • использовать правила определения падежа имени прилагательного 4.1.2.5
    • установить связь имени прилагательного с именами существительными 5.1.2
    • отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода 6.1.1.17.
  2. Метапредметные :

    Регулятивные:

1. Формировать умение организовывать своё рабочее место.

2.Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

3.Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4.Формировать умение выполнять учебное действие, используя памятку.

5.Ориентироваться в разных способах выполнения задания.

6.Соотносить поставленную цель, полученный результат  деятельности и оценивать его, понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать  даже в ситуациях неуспеха.

7.Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Коммуникативные:

1. Формировать умение   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осознанно строить речевое высказывание.

2.Формировать умение задавать вопросы, слушать  и понимать речь других, обосновывать своё мнение.

3. Формировать умение приходить к единому мнению  при работе в паре и  согласовывать свое мнение с партнёром  для  принятия общего решения в рамках учебного диалога.

Личностные:

1.Понимать  важность и необходимость изучения русского языка в жизни человека.

2.Формировать ответственное отношение  к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Формировать уважительные  и доброжелательные отношения к   одноклассникам,  к их мнениям. Формировать умение с пониманием относиться  к проблемам и трудностям другого ученика.

4. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и с учителем в учебном процессе.

5. Осознавать значимость полученных результатов своей деятельности.

6. Проявлять творческое отношение при выполнении заданий.

   Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. проблемно-диалогический

   Технология деятельностного метода

   Формы работы:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная.

       ТСО:

1. Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева О.В. «Русский язык. 4 класс»

                  2. Картинки с изображением птиц.

                  3. Индивидуальные карточки.

                  4. Таблицы рефлексии, кластер «имя прилагательное».

                  5. Фонограммы  (голоса птиц)

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку»


Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

1


1 мин






















2.

3 мин.

Организационный момент

Цели и задачи, на данном этапе урока:

-подготовить обучающихся к работе на уроке;

-проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку;

-организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм;

-создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм

Минутка чистописания

Цели и задачи, на данном этапе урока: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо.

-самостоятельно выявлять буквы, (предназначенных) для письма на данном уроке;

– формулировать тему минутки чистописания.

-Добрый день!

Проговорите каждый сам про себя эмоциональный настрой на работу:

Я уже много знаю.

Вокруг много неизвестного.

Я хочу узнать больше!

Я могу узнать больше!

Я готов работать!


-Откройте тетради, подготовьте их к работе.




























ую, -юю, -ой, -ей, -ая, -яя,-ою, -ею 2 мин.

Проверка правильного положения тела и тетради при письме. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

Кто такие журналисты?

В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать.

-Для этого я предлагаю вам потренироваться в каллиграфическом письме.

-Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?





Что вы видите на тропинке? (Сочетания букв: ую, -юю, -ой, -ей, -ая, -яя,-ою, -ею

)

Что вам напомнили эти сочетания букв? Почему они разные?





О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-эмоционально настроиться на предстоящую деятельность

Каждый ученик проговаривает для себя настрой на работу, проверяет готовность к уроку.




Записывают дату, соблюдая правильное положение тела и тетради при письме.













Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Стараясь каллиграфическим почерком записать буквосочетания, соблюдая наклон и правильное соединение букв.


Иванченко Маша: Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы









Дети самостоятельно записывают буквы проговаривая написание каждого элемента буквы

Туляшева Милена: это буква ю, она встречается в буквосочетаниях 5 раз



Зверева Ольга: Это окончания имён прилагательных

Саморокова Арина: Это зависит от падежей прилагательных

Кунучакова Ольга: Об имени прилагательном

3



3 мин















Актуализация знаний учащихся

Цели и задачи, данном этапе урока:

-актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала; (Составление кластера)

-развивать познавательный интерес.

Метод: словесный

Форма работы: фронтальная

Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы









Каждому человеку необходим в жизни порядок во всем. А для того чтобы он был, мы стараемся привести в порядок в первую очередь свои мысли, выстраивая логические цепочки. Вот и сегодня на уроке мы можем попробовать это сделать на примере уже имеющихся знаний об имени прилагательном. На доске появляется название кластера и постепенно заполняется по мере ответов детей

Я знаю, что …..

Обозначает…….

Отвечает на вопросы…….

Изменяется по …..

Бывает……

Может быть в …….

В предложении выражено……

Значение в речи……



Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: показать свои знания и умения, активно участвовать в диалоге. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, составляют кластер «Имя прилагательное»








Санкин Кирилл: имя прилагательное

Дима Тихонович: признак предмета

Настя Санкина: какой?, какие?, какая?, какое?

Настя Бирюкова по родам, числам, падежам

Катырева Кристина: мужского рода, женского, среднего

Рыжкова Полина: в Единственном и множественном числе

Иванов Витя: второстеп.членом предл-я определением

Белякова Маша: делают речь яркой , образной, выразительной т.д


4.


5мин


Постановка проблемного вопроса

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-увидеть проблему, создать, принять и предложить способы её решения;

Цели и задачи на данном этапе урока:

-организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;

-стимулировать познавательную активность через приём создания проблемной ситуации;

Метод: проблемно-поисковый

Форма работы: фронтальная

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы












- Посмотрите, кто на урок прибыл?

- Назовите их.

- Что вы можете рассказать об этих словах на уроке русского языка?








Вам нравятся рисунки птиц?

- Почему?



Как вы думаете, на уроке русского языка с помощью чего можно раскрасить рисунки?

- Назовите эти слова, записывая их в тетрадь.

(рисунок дятла поворачивается цветной стороной)появляются слова-признаки подходящие под описание

(рисунок воробья поворачивается цветной стороной) появляются слова-признаки подходящие под описание

(рисунок синицы поворачивается цветной стороной) появляются слова-признаки подходящие под описание


Определите окончания имен прилагательных. Где возникло затруднение?




-Скажите, какие знания мы уже имеем, для того чтобы определить окончания?

Мы убираем рисунки мужского рода.

- Какие рисунки остались?


Бабашкин Саша: Птицы

Бирюкова Настя: Дятел, воробей, синица.

Ополяров Руслан: Слова обозначают живые предметы, отвечают на вопрос – кто? – имена существительные

-Дятел – он, мой это имя существительное мужского рода.

- Воробей – он, мой это имя существительное мужского рода.

- Синица, она моя- имя существительное женского рода.

Никифорова Валерия:- Нет.

- Они неразноцветные.

- Они не раскрашены.

Туляшева Милена:

- С помощью слов прилагательных


Инкижекова Лена:

- Дятел (какой?)

Пёстрый

Большой

- Воробей (какой?)

Маленький

Серенький



- Синица (какая?)

шустрая

весёлая

жёлтая


Инкижекова Лена: окончания имён прилагательных мужского рода.

Андарьянова Эмилия: птица женского рода и ее описание


5.

3мин

Сообщение темы и цели урока

Цели и задачи на данном этапе урока:

-создать условия для формулирования темы и цели обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Метод: словесный (беседа)

Форма работы: фронтальная

Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.





- Давайте составим план (алгоритм действий) урока и прочтём его. (развешиваю слова без номеров)

Оценка

Упражнения

Новая тема

Итоги

Контроль

(расставляю пункты плана)

4. Оценка

2. Упражнения

1. Новая тема

5. Итоги

3. Контроль


- Умеете ли вы склонять имена прилагательные женского рода?


- Что нужно знать, чтобы просклонять прилагательные женского рода по аналогии с мужским родом?

  1. Падеж (записываю на доске )

  2. Вопрос

  3. Окончание

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-сформулировать тему и цель урока;

Саморокова Арина - На доске неправильно составлен план урока.

Дабижа Ксюша - Сначала нужно изучить новую тему

- 2 пункт плана упражнения для закрепления.

- 3 пункт плана контроль

- После контроля оценка

- Самое последнее – подведение итогов урока.







Санкина Настя - Нет.



Боловцов Богдан - Найти существительное, к которому относится прилагательное, и определить падеж

- От существительного задать вопрос к прилагательному

- Сравнить окончание вопроса и окончание прилагательного.

6.


5мин
























7.

2 мин

Открытие нового знания (поиск решения) Наблюдение над именами прилагательными Цели и задачи на данном этапе урока:

-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;

-Метод: учебный диалог

Форма работы: групповая, фронтальная

Результат: анализ языкового материала, последующий вывод о том, что в предложенных словах нужно писать удвоенную согласную

Самостоятельное формулирование определения










Физминутка

Цели и задачи на данном этапе урока: Создание  установки на здоровый образ жизни.





Мы с вами вместе определили алгоритм действий по изучению новой темы. Для того чтобы его пройти успешно, хочу вам предложить поработать в группах. В жизни мне и многим людям очень часто приходиться работать объединяясь с другими людьми, иногда даже с теми, кто нам не очень нравиться, но мы объединяемся и работаем вместе ради общей цели, при этом мы учимся сотрудничеству и общению с другими в команде.

- Задание для групп: просклонять прилагательное шустрая синица и определить правописание окончания.

- Затем мы сравним результаты. В каждой группе выберите ответственного, который будет отчитываться.

- Итак, секретари докладывают об итогах работы.

(общая запись на доске)

И.п. ая

Р.п. ой

Д.п. ой

В.п. ую

Т.п. ой

П.п. ой


- Что вы заметили в написании окончаний прилагательных женского рода?

Р.п. Д.п. Т.п. П.п.

Какой?

ой ей




Дежурный проводит физминутку

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-устранение возникшего затруднения.





Дети работают в группах по рядам (на ватманах делают записи фломастером)









От каждой группы секретари выходят с плакатами записи склонения прилагательных

И.п. кто? синица какая? шустрая

Р.п. кого? синицы

какой? шустрой

Д.п. кому? синице

какой? шустрой

В.п. кого? синицу

какую? шуструю

Т.п.кем? синицей

какой? шустрой

П.п. о ком? о синице какой? шустрой

-Инкижекова Лена: Имена прилагательные Р.п. Д.п. Т.п. П.п. отвечают на вопрос какой? и имеют одинаковые окончания ой ей






Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-снятие умственного напряжения


8.

7мин


Постановка темы урока.

Цели и задачи на данном этапе урока: Соотнесение своей точки зрения с научной.

Метод: учебный диалог

Форма работы: фронтальная

Результат: анализ языкового материала



Работа с учебником. Цели и задачи на данном этапе урока : Развитие умений правильно писать падеж окончания имён прилагательных.


- Как мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебник на странице ….. и сравните наши выводы с правилом в учебнике.

- Верно ли мы составили правило?

- С каким планом урока мы справились?

- Что будем делать дальше?


Прочитайте задание. Что вам не понятно?

Это упражнение вы будете выполнять сначала (устно) в парах.

- Давайте покажем, как вы будете работать.

Спишите это упражнение, обозначая графически орфограммы, указав падеж и вопрос каждого имени прилагательного



- Тихонович Дима: Сравнить с правилом в учебнике.

Дети самостоятельно читают правило в учебнике

- Бабашкин Саша: Да, потому что оно совпадает с правилом в учебнике.

- Изучили новый материал.

- Выполнять упражнения.




- Всё понятно.

- Читаем о смелой девочке. Читаем о ком? о девочке – П.п., о девочке какой ? смелой, выделяем окончание ой

- Катались с высокой горы.

Катались с чего ?

с горы – Р.п.

с горы какой ?

высокой, выделяем окончание ой


9.

7мин

Закрепление учебного материала

Цели и задачи, на данном этапе урока:

-отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода 6.1.1.17

-способствовать формированию умения применять правило из учебника, при написании слов с этой орфограммой;

-создать условия для развития умений самостоятельно работать.

Метод: репродуктивный

Форма работы: индивидуальная

Результат: закреплено умение записывать имена прилагательные самостоятельно, определять падеж и дописывать окончания прилагательных, обозначать их графически.










Мы продвинулись в нашем алгоритме на один шаг (пункт)

- Назовите по плану следующий пункт? (Раздаются индивидуальные задания на карточках.)

У вас на столах лежат карточки, задания даны по вариантам. Каждый из вас может выполнить его на том уровне, на котором он сегодня освоил сегодняшнюю тему урока.

1 вариант.

За окном в сельск… школе висит деревянн… кормушка для шустр… синицы и весёл… стайки воробьев. Птицы прилетают за вкусн… едой.

2 вариант

По … земле вьётся…позёмка. А под… елью тихо и тепло. Здесь много места для… синички и … мышки. (старая, шустрая, снежная, маленькая, холодная).

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-развитие умения определять лексическое значение каждого слова,

-определять часть слова, где находится орфограмма

-применять ранее изученные правила

-применять правило из учебника, при написании слов с этой орфограммой


-Нонка Рома: Контроль.


Учащиеся на базовый уровень самостоятельно определяют падеж и дописывают окончания прилагательных.

Учащиеся на повышенный и высокий уровень вставляют по смыслу прилагательные в предложения, определяют падеж и правильно записывают окончания.



10.

5мин

Итог урока. Рефлексия.

Цели и задачи на данном этапе урока:

-осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности своей и всего класса

-формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Метод: тестирование

Форма работы: индивидуальная

Результат: выявление усвоения теоретического материала.








- Подведем итоги работы на уроке. Какую тему изучали?



- Чему учились?




- По какому плану работали?






- Справились с планом?

- Какие трудности возникали у вас на уроке?

- Как вы их преодолели?





-Кто из учеников сегодня на уроке, достоин отметки на ваш взгляд, объясните, почему вы так считаете?

-Сейчас мне необходима ваша помощь. Мне очень хочется знать, насколько каждый из вас сегодня достиг успеха на уроке, что получилось, что нет. Это мне поможет выстроить дальнейшую работу с темой и определить, кому требуется моя помощь, если возникали затруднения, определить кто из вас достиг успеха .

Для этого заполните таблицу, которая лежит у вас на столах: (выглядит в виде таблицы)

Что узнали на уроке?

нужного …

интересного …

полезного …

Сегодня на уроке

научился …

понял …

было интересно …

было трудно …

Своей работой я:

доволен, так как …

не совсем доволен из-за того что…

не доволен, потому что …

У меня сегодня получилось …

Я и не подозревал …

Мне ещё нужно поработать над ….

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Витя Иванов: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.


- Ополяров Руслан: Учились определять падеж имени прилагательного, задавать вопросы от существительного и правильно писать окончания прилагательных.

  1. -Белякова Маша:

  2. 1.Новый материал.

  3. 2.Упражнения.

  4. 3.Контроль.

  5. 4.Оценка.

  6. 5.Итоги.


Санкин Кирилл – Да, потому что …..

Санкина Настя - Правописание окончаний прилагательных женского рода.

Гордюков Кирилл - Работали вместе в группах, в парах. Выводили свое правило и сравнивали с правилом учебника.


-Высказываются аргументированные предположения детей





11.


1 мин

Домашнее задание

Цели и задачи на данном этапе урока:

-развитие умения самостоятельно применять правила рассмотренного вида орфограммы; определять часть слова, где находится эта орфограмма

- С хорошим настроением вы легко справитесь с домашним упражнением. Запишите в дневнике

с. №

- Посмотрите задание, что вам непонятно?

- Спасибо за урок!

Мне приятно было работать сегодня с вами.

Дети записывают в дневнике домашнее задание.


То что будет записано в тетради:

Шестнадцатое февраля.

Классная работа.

Ю ю Юю

ую, -юю, -ой, -ей, -ая, -яя,-ою, -ею

Дятел (какой?) пёстрый, большой.

Воробей (какой?) маленький, серенький.

Синица (какая?) шустрая, весёлая, жёлтая.

Упражнение №___,с.__

Читаем (о ком?) о девочке – П.п., о девочке (какой?) смелой.

Катались (с чего?) с горы – Р.п. с горы (какой?) высокой.

1 вариант.

За окном в сельской школе висит деревянная кормушка для шустрой синицы и весёлой стайки воробьев. Птицы прилетают за вкусной едой.

2 вариант

По холодной земле вьётся снежная позёмка. А под старой елью тихо и тепло. Здесь много места для шустрой синички и маленькой мышки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!