Урок № 77. Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель: формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с твердым знаком.
Задачи:
- развить умение писать слова с разделительным Ъ знаком, научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ, научить образовывать однокоренные слова с ъ знаком, развивать орфографическую зоркость, обеспечивать более прочное усвоение знаний;
-развитие логики, мышления, закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.
-формирование интереса к русскому языку, способствовать воспитанию саморазвивающейся личности, развивать умение детей работать в коллективе.
Планируемые результаты (предметные):
Знают и применяют орфограмму « Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком.
Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно- следственные связм, делают выводы, фориулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое Высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Тихо сядьте.
2. Актуализация опорных знаний
- Откроем тетради, запишем число, классная работа. (проверьте посадку при письме)
-Чистописание:
-Вспомните, какие буквы русского языка не обозначают звуков?
-Запишите строчку ,чередуя твердый знак и мягкий знак.
- Спишите слова с твердым знаком, обращайте внимание на соединения букв
( письмо, коньки, съел, подъехал, объехал)
-Какие слова вы записали? Подчеркните в словах Ъ знак.
-Повторение:
-Вспомните, над какой темой мы работали с вами на прошлых уроках?
3. Применение знаний.
- Ребята, к нам на урок должен прийти сказочный персонаж. Но вам надо отгадать загадку, чтобы узнать этого героя.
Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
На спине растет щетинка.
Кто же это? Это ...
(Свинка)
- Правильно, это Свинья. Я думаю вы знаете, что 2019 год – это год Свиньи . Наш гость пришел к нам на урок не с пустыми руками, а с одной интересной историей, которую велел мне вам прочесть. Сядьте ровненько и слушайте.
« Жил- был на свете мальчик Незнайкин .Он учился в 3 классе. Однажды на уроке русского языка оно писал диктант, и вот, что он написал «Кот с…ел всю сметану и побежал в под..езд »
-Ой! Ой! Ой! - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе нас на смех поднимут!»
- Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались. Есть ли у вас желание исправить ошибки, чтобы слова остались довольны?
-Где же ошибки? В каких словах что-то не так? ( называют)
- А вы все сможете безошибочно написать эти слова? Почему? ( дети высказывают свои мнения)
- Можем. Знаем правило написания слов с разделительным Ъ знаком.
- Следовательно , можете ли вы определить над какой темой мы будем работать на уроке?
Правописание слов с разделительным Ъ знаком
- Молодцы! Нам надо узнать, когда же пишется Ъ знак!
4. Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ знаком
-Ребята, а Свинка хочет ,чтобы вы образовали однокоренные слова при помощи корня –езд- и приставок вы-, пере-, при-, за-
- Запишите эти слова, выделите приставки.
( у доски работает один ученик)
-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто- то выполнил иначе?
-А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками с-, об-, в-, под-. Приставки выделите.
( один ученик на доске пишет)
- Давайте проверим правильность выполнения задания Петушка. Кто сделал ошибки? Кто верно написал?
(покажите сигналы)
- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое? Посмотрите на приставки! Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки : на гласную или согласную? После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?
-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный Ъ знак?
( разд.Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,е,ю,я)
-Откройте учебник на стр.134. Прочитаем правило (читаем хором)
- Верно ли мы сформулировали это правило?
-Прочитайте его еще раз себе. Расскажите его соседу по парте. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Дома вы его выучите наизусть.
- Сможете ли вы, ребята, исправить ошибки в диктанте мальчик Незнайкина?
( исправляем)
-« Съел, подъезд»
- Вывод: разделительный Ъ знак в слове - это орфограмма.
- Прочитайте правило на с.136,запомните его.
5. Здоровьесберегающая физминутка:
- Молодцы! Продолжаем наш урок.
6. Закрепление нового материла.
- Ой! Слышите страшное рычание? Это не серый ли волк здесь рыщет? Добычу себе ищет…
- Ребята, давайте узнаем по учебнику, что разозлило волка?
-c.135 №265 упражнение.
-( Прочтите стихотворение про себя, подготовьте выразительное чтение)!!!
- Читает ребенок.
- Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа)
- Петушок дает вам задание: выпишите из данного стихотворения слова с разделительным Ъ знаком. Выделите в них приставки, подчеркните Ъ и букву после него)
-( дети пишут слова: Разъярен, съесть ,съедобен, съеденья, съежась, объегорил)
(один ученик на доске)
- Встретились ли однокоренные слова?
7. Работа над развитием речи учащихся
- Какой частью речи является выделенное слов? (глагол) Поясните смысл этого слова.
- Объегорить - значит кого-то обмануть, обхитрить . А ну-ка, присмотритесь, к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор)
-Действительно, когда-то Егор был самым хитрым , и люди стали говорить про человека ,поступающего так же ,как Егор –«объегорил»
8. Включение знаний в систему знаний и повторение
- Ребята, давайте покажем Свинке насколько хорошо мы уяснили , когда в словах пишется Ъ, а когда он бывает не нужен.
- А нам надо составить алгоритм , который поможет вам быть грамотными и правильно писать слова с разделительным Ъ знаком.
9.Перенос слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.
- Давайте вспомним правило переноса слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.
(При переносе слов с одной строки на другую буквы ь и ъ знаки нельзя отделять от стоящей перед ней буквы).
- Запишите слова, разделяя их для переноса. Выделите приставки. Какое слово лишнее?
Подъезд, разъяснение, объём, съезд. обезьяна, подъём, объявил, съехал, въезд, съёжился.
- Найдите лишнее слово.
- Докажите, что это слово лишнее.
10. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
- У каждого ребенка на парте лежат карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните задания
I уровень
Карточка 1
Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.
Образец: въезд.
В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.
II уровень.
Карточка 2
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.
Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.
III уровень
Карточка3
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
Образец: (Лиса) лисья нора,
(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы,
(собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,
(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка,
(белка)..................................... шкурка.
***ЗПР карточка
Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: отъезд.
Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
- Хорошо, закончили работу, отложите карточки.
10. Рефлексия деятельности
- Наш урок подошел к концу. Чему же мы научились на уроке?
-Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока?
-Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал , дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку.
-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.
-Я думаю, что наши гости -учителя и Петушок остались довольны вашей работой, похлопаем себе!
11. Домашнее задание :
Выучить правила с.134,136 , с.135, Упр. 268, (записать 10 слов с разделительным твердым знаком) ***ЗПР упр.270.
Спасибо всем за урок! Урок окончен.