СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цель: формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с твердым знаком.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.»

Урок № 77. Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цель: формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с твердым знаком.

Задачи:

- развить умение писать слова с разделительным  Ъ знаком, научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ, научить образовывать однокоренные слова с ъ знаком, развивать орфографическую зоркость,  обеспечивать более прочное усвоение знаний;

-развитие логики, мышления, закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и      доказательства.

-формирование интереса к русскому языку, способствовать воспитанию  саморазвивающейся  личности, развивать умение детей работать в  коллективе.

Планируемые результаты (предметные):

Знают и применяют орфограмму « Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком.

Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно- следственные связм, делают выводы, фориулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое Высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Тихо сядьте.

2. Актуализация опорных знаний

Откроем тетради, запишем число, классная работа. (проверьте посадку при письме)

-Чистописание:

-Вспомните, какие буквы русского языка не обозначают звуков?

-Запишите строчку ,чередуя твердый знак и мягкий знак.

- Спишите слова с твердым знаком, обращайте внимание на соединения букв

( письмо, коньки, съел, подъехал, объехал)

-Какие слова вы записали? Подчеркните в словах Ъ знак.

-Повторение:

-Вспомните, над какой темой мы работали с вами на прошлых уроках?

3. Применение знаний.

- Ребята, к нам на урок должен прийти сказочный персонаж. Но вам надо отгадать загадку, чтобы  узнать этого героя.

Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
На спине растет щетинка.
Кто же это? Это ...
(Свинка) 

Правильно, это Свинья. Я думаю вы знаете, что 2019 год – это год Свиньи . Наш гость пришел к нам на урок не с пустыми руками, а с одной интересной историей, которую велел мне вам прочесть. Сядьте ровненько и слушайте.

« Жил- был на свете мальчик Незнайкин .Он учился в 3 классе. Однажды на уроке русского языка оно писал диктант, и вот, что он написал «Кот с…ел всю сметану и побежал в под..езд »

-Ой! Ой! Ой!  - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе нас на смех поднимут!»

- Ребята, как вы думаете, почему слова  заволновались. Есть ли у вас желание исправить ошибки, чтобы слова остались довольны?

-Где же ошибки? В каких словах что-то не так? ( называют)

- А вы все сможете безошибочно написать эти слова? Почему? ( дети высказывают свои мнения)

- Можем. Знаем правило написания  слов с разделительным Ъ знаком.

Следовательно , можете ли вы определить над какой темой мы будем работать на уроке?

 Правописание слов с разделительным  Ъ знаком

- Молодцы! Нам  надо узнать, когда же пишется Ъ знак!

4. Наблюдение над правописанием  слов с разделительным Ъ знаком

-Ребята, а Свинка хочет ,чтобы вы образовали однокоренные  слова при помощи корня –езд- и приставок      вы-, пере-, при-, за-

- Запишите эти слова, выделите приставки.                            

( у доски работает один ученик)

-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто- то выполнил иначе?

-А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками    с-, об-, в-, под-. Приставки выделите.

( один ученик на доске пишет)                                                  

- Давайте проверим правильность выполнения задания Петушка. Кто сделал ошибки? Кто верно написал?

(покажите сигналы)

- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое? Посмотрите на приставки! Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки : на гласную или согласную?  После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?

-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный Ъ знак?

( разд.Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,е,ю,я)

-Откройте учебник на стр.134. Прочитаем правило (читаем хором)

- Верно ли мы сформулировали это правило?

-Прочитайте его еще раз себе. Расскажите его соседу по парте. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Дома вы его выучите наизусть.

- Сможете ли вы, ребята, исправить ошибки в диктанте мальчик Незнайкина?

( исправляем)

-« Съел, подъезд»

Вывод: разделительный Ъ знак в слове - это орфограмма.

- Прочитайте правило на с.136,запомните его.

5. Здоровьесберегающая  физминутка:

- Молодцы! Продолжаем наш урок.

6. Закрепление нового материла.

- Ой! Слышите страшное рычание? Это не серый ли волк здесь рыщет? Добычу себе ищет…

- Ребята, давайте узнаем по учебнику, что разозлило волка?

-c.135 №265 упражнение.

-( Прочтите стихотворение про себя, подготовьте выразительное чтение)!!!

- Читает ребенок.

- Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа)

- Петушок  дает вам задание: выпишите из данного стихотворения слова с разделительным Ъ знаком. Выделите в них приставки, подчеркните Ъ и букву после него)

-( дети пишут слова: Разъярен, съесть ,съедобен, съеденья, съежась, объегорил)

(один ученик на доске)                                                                

- Встретились ли однокоренные  слова?

7. Работа над развитием речи учащихся

Какой частью речи является выделенное слов? (глагол)  Поясните смысл этого слова.

- Объегорить  - значит кого-то обмануть, обхитрить . А ну-ка, присмотритесь, к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор)

-Действительно, когда-то Егор был самым хитрым , и люди стали говорить про человека ,поступающего так же ,как Егор –«объегорил»

 8. Включение знаний в систему знаний и повторение

- Ребята, давайте покажем Свинке насколько хорошо мы уяснили , когда в словах пишется Ъ, а когда он бывает не нужен.

- А  нам надо составить алгоритм , который поможет вам быть грамотными и правильно писать слова с разделительным Ъ знаком.

9.Перенос слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

- Давайте вспомним правило переноса слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

(При переносе слов с одной строки на другую буквы ь и ъ знаки нельзя отделять от стоящей перед ней буквы).

- Запишите слова, разделяя их для переноса. Выделите приставки. Какое слово лишнее?

Подъезд, разъяснение, объём, съезд. обезьяна, подъём, объявил, съехал, въезд, съёжился.

- Найдите лишнее слово.

- Докажите, что это слово лишнее.

10. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

У каждого ребенка на парте лежат карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните  задания

I уровень

Карточка 1

Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.


II уровень.

Карточка 2

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.


III уровень

Карточка3

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса) лисья нора,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы,

(собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка,

(белка)..................................... шкурка.


***ЗПР карточка

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд.

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

- Хорошо, закончили работу, отложите  карточки.

10. Рефлексия деятельности

- Наш урок подошел к концу. Чему же мы научились на уроке?

-Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока?

-Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал , дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку.

-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.

-Я думаю, что наши гости -учителя и Петушок остались довольны вашей работой, похлопаем себе!

11. Домашнее задание :

Выучить правила с.134,136 , с.135, Упр. 268, (записать 10 слов с разделительным твердым знаком) ***ЗПР упр.270.

Спасибо всем за урок!  Урок окончен.