Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а».
Цель: 1) формировать умение опознавать слова, в которых есть корень с чередованием е-и;
2) вырабатывать правильный способ действя при выборе гласной е-и в корне с чередованием.
Задачи: познакомить учащихся с чередованием е-и в корне, научить отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чуткое отношение к родному слову.
Оборудование: раздаточный материал, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята.
II. Повторение изученного.
Сегодня мы поговорим о чередовании гласных в корне слова. Но сначала ответим на несколько вопросов:
1) Что такое корень слова?
2) Какие орфограммы в корне слова вам уже известны? (Проверяемые и непроверяемые ударением гласные, чередование а-о в корне).
У вас на партах лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и выполните задания (устно).
Карточка 1.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -кос- - -кас- пишется А, если после корня стоит суффикс -а-).
К..саться рукой, осторожное прик..сновение, неук..снительно выполнять, провести к..сательную.
Карточка 2.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -лаг- - -лож- пишется А, если после корня стоит суффикс -а-).
Трудное изл..жение, ясно изл..гать, выгодное предл..жение, препол..гаемый результат.
Карточка 3.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -зор- - -зар- под ударением пишется о, без ударения - а).
Алая з..ря, ранняя з..рька, оз..рять небо, внезапное оз..рение.
Карточка 4.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -гор- - -гар- под ударением пишется а, без ударения - о).
Заг..релый человек, сильное возг..рание, ровный заг..р, дог..ревший костёр.
Карточка 5.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -клон- - -клан- под ударением пишется и а, и о, без ударения - только о).
Низко покл..ниться, неукл..нно выполнять, откл..нение от маршрута, прекл..нный возраст.
Карточка 6.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -раст- - -ращ- - -рос- пишется а перед ст и щ, в остальных случаях - о).
Лесные зар..сли, р..стительное масло, необычные р..стения, выр..щенные цветы.
Карточка 7.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Исключения из правила).
Приехать из Р..стова, пригласить Р..стислава, отр..сль промышленности, маленький р..сток.
Карточка 8.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Чередование зависит от лексического значения: в словах со значением "пропускать жидкость" пишется о, в словах со значением "погружать в жидкость" пишется а).
Обм..кнуть в воду, пром..кает плащ, пром..каемая ткань.
Карточка 9.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Чередование зависит от лексического значения: в словах со значением "прямой, гладкий" пишется о, в словах со значением "одинаковый" пишется а).
Подр..внять листы, разр..внять грядку, решить ур..внение, бороться за р..вноправие.
Карточка 10.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
Длинная к..са, к..сить траву, дальняя ст..р..на, прил..скать ребёнка.
Карточка 11.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Непроверяемые безударные гласные).
Приехать на в..кзал, получить б..гаж, новый в..гон, стоять на п..рроне.
Карточка 12.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В безударной позиции обычно пишется а; в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА пишется о).
Новый попл..вок, юный пл..вец, замечательная пл..вчиха.
III. Работа по теме. Мы вспомнили правила, которые вы уже изучили. А сегодня мы познакомимся ещё с одним правилом, которое вам предстоит запомнить.
На доске записаны слова:
замереть - замирать
запереть - запирать
удерёт - удирать
уберёт - убирать
протереть - протирать
расстелить - расстилать
блестеть - блистать
- Как вы думаете, с какой орфограммой нам предстоит сегодня поработать? (Чередование е - и в корне слова).
- От чего же зависит написание гласных е - и в корне слова? (От следующего за корнем суффикса).
- А теперь откройте учебники на странице 58 и ещё раз прочитайте правило. Назовите исключение (побирушка).
- А сейчас внимание на экран.
Работа с презентацией.
Задание к слайду 6. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень, обозначьте условие выбора орфограммы.
Задание к слайду 16. Из каких сказок были взяты предложения?
Задание к слайду 17. Выберите условный знак, соответствующий вашей работе на уроке. Отметьте на полях в тетради. Поднимите руки, кому всё понятно...У кого есть вопросы...Кому нужно повторить...
- А теперь обратимся к вашим учебникам. Найдите упражнение 493 на странице 174. Я попрошу вас записать предложенные словосочетания, вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы.
- Проверим, как вы справились с заданием (коллективная проверка "по цепочке").
- Какой общей темой объединены словосочетания? (Прогулка летом). Составьте и запишите 3 предложения с любыми из данных словосочетаний. (Проверка).
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
- Чему научились?
- Запишем домашнее задание: правило на с. 58 (теория), упр.496 (практика).
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.
Карточка 1.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
К..саться рукой, осторожное прик..сновение, неук..снительно выполнять, провести к..сательную.
____________________________________________________________
Карточка 2.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Трудное изл..жение, ясно изл..гать, выгодное предл..жение, препол..гаемый результат.
______________________________________________________________
Карточка 3.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Алая з..ря, ранняя з..рька, оз..рять небо, внезапное оз..рение.
_____________________________________________________________
Карточка 4.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Заг..релый человек, сильное возг..рание, ровный заг..р, дог..ревший костёр.
_____________________________________________________________
Карточка 5.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Низко покл..ниться, неукл..нно выполнять, откл..нение от маршрута, прекл..нный возраст.
Карточка 6.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Лесные зар..сли, р..стительное масло, необычные р..стения, выр..щенные цветы.
______________________________________________________________
Карточка 7.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Приехать из Р..стова, пригласить Р..стислава, отр..сль промышленности, маленький р..сток.
_____________________________________________________________
Карточка 8.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Обм..кнуть в воду, пром..кает плащ, пром..каемая ткань.
_____________________________________________________________
Карточка 9.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Подр..внять листы, разр..внять грядку, решить ур..внение, бороться за р..вноправие.
____________________________________________________________
Карточка 10.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Длинная к..са, к..сить траву, дальняя ст..р..на, прил..скать ребёнка.
Карточка 11.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Приехать на в..кзал, получить б..гаж, новый в..гон, стоять на п..рроне.
______________________________________________________________________
Карточка 12.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Новый попл..вок, юный пл..вец, замечательная пл..вчиха.
_____________________________________________________________