Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием о - а.»
Правописание корней с чередованием о - а.
Цели:
формирование умения находить и выделять орфограммы с чередованием о-а;
закрепление навыка правописания слов с корнями –лаг-лож-, раст-рос-ращ-;
повторение: фразеологизмы, эпитет, полногласные и неполногласные сочетания, безударные
гласные.
I. Фронтальное повторение.
Какое языковое явление называется чередованием?
Какие чередования гласных вы знаете?
От чего зависит выбор о-а в корнях –лаг-лож-?, раст-рос-ращ-?
II. Фразеологическая разминка.
Заменить сочетания слов фразеологическими оборотами со словами, имеющими корни –лаг-лож.
Говорить искренне, откровенно – (положив) руку на сердце.
Ничего не делать, бездельничать – сидеть (сложа руки).
Прекратить вооружённое сопротивление, сдаться – (сложить) оружие.
Погибнуть в сражении – (сложить) голову.
Перестать бороться, действовать – (сложить) руки.
Какой корень пишется во всех вставленных словах? Почему?
III. Осложнённое списывание. Грамматический разбор.
Подр.стают в буйной сил. м.л.дые д.р.вца, это мы их пос.дили возле школьн. крыльца.
На какие правила пропущены орфограммы? (чередование гласных, безударные гласные,
окончания имен существительных и прилагательных).
Подобрать слова с неполногласными сочетаниями: молодые – младые, деревце – древо.
Найти эпитет. Какова его роль?
Подчеркнуть грамматические основы предложений, дать х-ку простому предложению.
Произвести морфемный разбор слов: подрастают, молодые.
Дополнительно: фонетический разбор слова молодые.
IV. Творческий диктант. Заменить словосочетания 1 словом. 7
Пустить росток - прорасти, становиться больше, сильнее, увеличиваться - возрастать, частый кустарник – заросли, сплошь покрыться деревьями, травой – зарасти, стебель растения в самом начале его развития – росток, растение, живущее в воде – водоросли; побеги, вырастающие на пне срубленного дерева – поросли.
V. Диктант с сигнальными карточками.
Предлагать, приложение, заложить, изложение, излагать, уложиться, располагаться, разложить, располагающий, расположение, слагаемые, отложить, полагаться. Растение, заросли, растительный, возраст, произрастать, выросли, отраслевой, расти, приращение, ростки, ростовский, подрастающий.
VI. Физкульминутка.
VII. Объяснительный диктант.
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс хотел вырасти и стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные заросли, подняться в звёздное небо, потеряться в густых растениях.
И только когда в душе мальчика появились ростки добра, он вырос и стал таким, как прежде.
О герое какой книги идёт речь? (С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»)
Обозначить орфограммы в корнях с чередованием.
Найти слово в переносном значении (ростки добра).
Ответьте на вопрос: «Может ли возраст или рост быть помехой для добрых дел?»
VIII. Итоги урока.
Какую орфограмму закрепляли на уроке?
Что называется чередованием?
Как сделать правильный выбор: о или а в корнях – лаг - лож-, раст – рос - ращ-?
IX. Домашнее задание.