Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта
учителя биологии МОУ «Лицей№31»
Рузаевой Екатерины Владимировны.
В данном образовательном учреждении я работаю с 2011 года учителем биологии и химии. Свою педагогическую деятельность начала еще, будучи студенткой, после окончания ФГБО ВПО МГПИ им. М.Е. Евсевьева по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия» осталась в лицее. Стаж педагогической работы 8лет. Общий трудовой стаж 8лет.
Педагогическая проблема над которой работаю - «Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного подхода».
Моя позиция: найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся. Помочь ребенку поверить в свои силы и добиться цели.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, где субъективный опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Целью личностно-ориентированного подхода к обучению является – создание условий для самопознания, самореализации личностных качеств.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения новых образовательных технологий на уроках.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность опыта определяется необходимостью разрешения между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
В ходе анализа своего педагогического опыта пришла к выводу, что выстроенная система работы с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию у них познавательных интересов, связанных с учебным предметом биология. Это достигается благодаря личностно-ориентированному подходу в обучении, а также применению современных образовательных технологий.
Главным принципом личностно-ориентированного подхода к обучению является актуализация субъектного опыта учащихся, связанная с мыслительной деятельностью, т.е. действия педагога, направленные на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания. Эти действия должны осуществляться для того, чтобы решить следующие задачи:
- способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала;
-содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельность;
-обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.
В ходе такого подхода к обучению активно используются разные формы и методы: развитие критического мышления, метод проектов, игровые, технологии сотрудничества, составление интеллект-карт, решение кейсов. Позиция ребенка при личностно-ориентированном подходе: активно-инициативная.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование
выдвигаемых принципов и приемов).
Своеобразие и новизна опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, интеллект-карты. В своей работе я активно использую такое направление личностно-ориентированного подхода, как проблемное обучение.
При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск, понятия, закономерности. Основные составляющие проблемного обучения являются понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент».
Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких-либо противоречий. Этап создания проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Проблема- это нерешенный вопрос, который возникает из противоречий. Проблемная ситуация возникает из проблемы.
В основе проблемной ситуации лежат противоречия в самих научных фактах. Например, птицы приспособлены к полету, но не все птицы летают.
В основе лежит противоречие между житейскими представлениями людей и научным объяснением фактов. Например, повышение температуры, с которым борется медицина- это защитная реакция при болезни.
В основе лежит противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно или трудно объяснить. Например, мутации в большинстве случаев вредны для особей. Каким же образом они играют положительную роль в эволюции видов?
При введении учебной проблемы у ученика возникает умственное затруднение, вызванное недостаточностью уже усвоенных знаний и появляется потребность в выдвижении гипотезы. Далее следует реализация соответствующих методов решения проблемы, а затем проверка полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, обобщение полученных знаний и способов деятельности.
Для решения некоторых творческих задач нужно дать возможность учащимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники, компьютер.
Наличие теоретической базы
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Мой педагогический опыт по формированию и развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(«Теория активизации учебной деятельности учащихся»).
Важным для учителя является наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники В.В. Пасечника и Н.И. Сонина, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках биологии и экологии использую презентации, созданные мною, а также презентации, скачанные с сайтов и переработанные, диски. Использую ресурсы сети Интернет.
Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических и лабораторных заданий; для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве - позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и обеспечивают развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности, как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развития.
Методически правильное проведение уроков биологии позволяет мне решать целый ряд учебно-воспитательных задач:
-улучшать качество усвоения учащимися программных биологических знаний;
- развивать у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя, использовать знания и умения в реальной жизненной практике;
- повышать адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки;
- формировать позитивные свойства личности.
Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами и учебными возможностями. Учитель создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Главное в своей работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала. Уроки провожу и стандартные и нестандартные. Изложение материала стараюсь вести доходчиво, без особой перегрузки. Вовлекаю учащихся в анализ поставленных проблем.
Для того чтобы сконструировать урок с элементами проблемного обучения, я выполняю следующие действия:
Оцениваю учебный материал на создание проблемной ситуации и её необходимости, так как не всякий учебный материал может быть усвоен с помощью проблемного обучения.
Разрабатываю план урока, где готовлю ряд вопросов для подготовки учащихся к восприятию проблемы. Затем формулирую проблему и создаю проблемную ситуацию. Затем прогнозирую процесс решения проблемы.
Готовлю информацию, оборудование и все то, что должно помочь в теоретическом и практическом доказательстве выбранной гипотезы.
Провожу проблемный урок, делаю самоанализ, корректирую план урока.
В своей работе я использую следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Проблемное изложение уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае помогает учитель. Так, например, при изучении темы: «Пищеварительная система» задаю проблемный вопрос: «Внутренняя стенка тонкого кишечника человека имеет множество поперечных складок. В пищеводе таких складок нет. Почему пищевод и кишечник имеют такое различное строение?»
При проблемном изложении материала учитель руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.
Проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний.
Если учащиеся обладают минимумом знаний для участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая (эвристическая) беседа. Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части.
В применении проблемного подхода на уроке биологии имеются свои трудности:
Проблемное обучение требует большего количества времени, чем обычное изложение школьного материала учителем
Школьники должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.
3. От учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность при работе на уроке.
Следовательно, работу по развитию исследовательской культуры учащихся проводить труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане. Но есть и преимущества: у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы; формируется умение творчески решать учебные задачи; интерес к предмету заставляет школьников больше получать дополнительной информации из различных источников.
Результативность опыта
Проблемное построение учебного материала дает результат в повышении эффективности обучения биологии, способствует проявлению учениками высокой познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения биологических знаний. Частое применение проблемного обучения в условиях личностно-ориентированного подхода не всегда возможно, так как пробелы в знаниях или отсутствие знаний по определенным темам ограничивает возможность учащихся участвовать в проблемных уроках.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету биология на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы. Многие из моих учеников продолжают дальнейшее изучение предмета в ВУЗах
Качество знаний учащихся по биологии и химии в % по итогам внутреннего мониторинга
Предмет | Класс | Кол-во учащихся | На «5» и «4» | На «2» | Средний балл | Уровень обученности | Качество знаний |
2014 – 2015 учебный год |
Химия | 10 | 21 | 7 | - | 3,4 | 100% | 33,3% |
Биология | 10 | 23 | 11 | 4 | 3,4 | 84% | 42,3% |
2015 – 2016 учебный год |
Биология | 11 | 18 | 10 | - | 3,4 | 100% | 55,6% |
Химия | 11 | 30 | 13 | 4 | 3,3 | 86,7% | 43,3% |
Результаты государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Ф.И.О. учащихся | Балл ГИА | Средний балл по ГИА |
2015 – 2016 учебный год |
Биология | Радайкина Елена | 73 | 52,57 |
| Асаинова Рямзия | 66 | 52,57 |
| Алькаева Алина | 62 | 52,57 |
| Сараева Ангелина | 81 | 52,57 |
| Семенова Юлия | 68 | 52,57 |
| Яшутова Татьяна | 49 | 52,57 |
Результаты участия в предметной олимпиаде по биологии
ФИО участника | Год, название конкурса | Класс | Уровень, результат |
Радайкина Елена | 2014г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 10 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, участник |
Егунова Ксения | 2015г. Всероссийская предметная олимпиада по экологии | 11 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, участник |
Сараева Ангелина | 2015г. Всероссийская предметная олимпиада по экологии | 11 | 1.Муниципальный, призер |
Радайкина Елена | 2015г. Всероссийская предметная олимпиада по экологии | 11 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, призер |
Радайкина Алена | 2015г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 11 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, призер |
Филимонов Егор | 2016г. Всероссийская предметная олимпиада по экологии | 9 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, участник |
Волгина Дарья | 2018г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 7 | Муниципальный, призер |
Дерябина Виктория | 2018г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 7 | Муниципальный, призер |
Коняхина Дарья | 2018г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 8 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, участник |
Корышева Алина | 2018г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 8 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, участник |
Морозова Дарья | 2016г. Всероссийская предметная олимпиада по биологии | 9 | 1.Муниципальный, призер 2. Республиканский, участник |
Результаты научно-практической конференции
ФИО участника | класс | Название работы | Руководитель | Результат |
2014-2015 год |
Радайкина Елена | 10 | Исследование качества шоколада (секция химия) | Рузаева Е.В. | призер |
Радайкина Елена | 10 | Основы фитоиндикации на примере сосны обыкновенной (секция экологии) | Рузаева Е.В. | призер |
Внеурочная деятельность
ФИО участника | Год, название конкурса | Класс | Результат |
Радайкина Елена | 2016г. Евсевьевская открытая олимпиада по биологии | 11 | призер |
Радайкина Елена | 2015г.III региональная Евсевьевская олимпиада по биологии | 10 | призер |
Учащиеся лицея | 2015г. конкурс экологических агитбригад «Мы за все в ответе» | 9-10 | 3 место |
Столберов Иван | 2018г. Нижегородский региональный конкурс «Я - биолог» | 8 | Диплом 2 степени |
Ефремова Анна | 2018г.XI Всероссийская олимпиада «Мыслитель» биология | 6 | победитель |
Яшутова Татьяна | II открытая олимпиада школьников | 9 | призер |
Радайкина Елена | Российская олимпиада «Физ-тех -2014» | 10 | Диплом 3 степени |
Радайкина Елена | 2015г. Междунородная он-лайн олимпиада «Фоксфорд» биологии | 10 | Диплом 2 степени |
Радайкина Елена | 2015г. Междунородная он-лайн олимпиада «Фоксфорд» химия | 10 | Диплом 3 степени |
Радайкина Елена | II открытая олимпиада школьников | 9 | участие |
Радайкина Елена | Интеллектуальное будущее Мордовии | 8 | призер |
Радайкина Елена | 2011г. VIII международная олимпиада по основам наук, второй этап | 7 | призер |
Радайкина Елена | 2013г. X международная олимпиада по основам наук, второй этап | 9 | призер |
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях ШМО учителей биологии и химии, семинарах различного уровня. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.
С публикациями представленного собственного педагогического инновационного опыта можно познакомиться на сайте МОУ «Лицей№31» http://lic31sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10793/186736/?sphrase_id=841512, или на личном сайте https://multiurok.ru/makaricheva/