Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Тема инновационного педагогического опыта: «Проектная деятельность как средство формирования УУД».
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено ФГОС как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учить».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
1.воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
2. использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений и навыков;
3.внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
4повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
5.разработка дидактических материалов
Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития УУД младших школьников через проектную деятельность. Методика проведения учебных исследований, учебных проектов, которую предлагает А.И.Савенков, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках и во внеурочной работе. Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлеченными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю свое внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкуретноспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектная деятельность – эта та среда, где каждый сможет себя проявить. Известное выражение «Я не волшебник, а только учусь» подходит к нашей деятельности. Но главное для меня –увлечь и «заразить» детей, показать их значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми ,участвуя в проектно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии , ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию , готовить защиту работу своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными , ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:
1.личностные (формирование интереса .Учебно-познавательной мотивации)
2.регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, нахождение пути решения , самооценка).
3.познавательные ( осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)
4.коммуникативвные ( договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , задавать вопросы)
Конечно, чем младше дети , тем более « облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребенка невелики- пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все- таки полезные дела.
В 1 классе работу начали с индивидуальных проектов. Во второй части мероприятии «Посвящение в первоклассники» дети защищали проекты на тему « Давайте, познакомимся!», в котором рассказывали о своих именах и в кратце рассказывали о себе.
Защита проекта «Давайте, познакомимся!».
2.Следующий проект был «Генеалогическое древо моей семьи».Рассказать всем о своей семье , скорее всего, хочет каждый ребенок, поэтому предлагалось организовать презентацию «Моя семья- моя гордость», на которой каждый ребенок выступил с кратким сообщением.
Предварительно мы наметили план работы , определили цель, задачи, ход работы, методы. Результат работы оказался просто замечательным , ребята узнали друг о друге много нового, о членах их семей, их увлечениях, появились новые интересы.
3.Подготовили коллективный проект «Дозордоьуу».
Дети разделились на группы и ставили перед собой проблемные вопросы:
1.Дозордоьуу диэн тугуй?
2.Дозору сутэрбэт туьугар….
3.Дозордоьуу сокуона баар дуо?
Проводилась анкета : «Умеем ли умеем мы дружить?».Дети сами разрабатывали законы дружбы. Ученики выпустили газеты со своими стихами.
4.Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты: « Поделки из природного материала», «Подарок маме»,…..и многие другие.
5.Проект «Бездомные собаки» пробудил ребят на проведение «Часы доброты» , к которому дети сами подбирали стихи. Участвовали в распространении листовок «Мы в ответе за тех, кого приручили».
6.Очень интересным был проект «Покормите птиц зимой».В рамках проекта была проведена большая работа:
-изготовление кормушек;
-заготовка корма для птиц;
-подкормка и наблюдение за птицами;
-выставка детских рисунков «Птицы на кормушке».
-детьми были приготовлены презентации « Птицы – наши друзья»
7.Большая подготовительная работа была организована перед проведением проекта «Мое село».Продуктом проекта были: Выставка рисунков о поселке; презентации о знаменитостях нашего села,в которых ребята рассказали одноклассникам об авторе первого якутского алфавита С.А.Новгородова.
Ребята также принимают активное участие и в проведении различных опытов, исследований. При работе в этом направлении формируются УУД тоже во всех сферах:
-личностные (формирование интереса).
-регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)-познавательные (наблюдали и делали вывод, работали источниками информации: учебником, телефоном, интернетом, использовали простейшие предметы для проведения опыта)
-коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).
Мы на уроках и занятиях во внеурочное время только приобретаем знания и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.
Предполагаемые результаты:
Формирование УУД через проектную деятельность позволит:
-обеспечить учащиемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-создавать условия развития личности и ее самореализации на основе «умение учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
-обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков , формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.