Что делает Учителя коммуникативным лидером
Презентацию подготовил руководитель ШМО начальных классов
СОШ №24 г. Химки
Кудряшова Н.П.
Приемы, направленные на установление контакта с
аудиторией и поддержание внимания класса.
1.Использование речевых клише, направленных на вовлечение слушателя в повествование ( МЫ + глагол в форме 1 лица: мы слушаем, мы пришли к выводу, попробуем разобраться и др.)
2.Демонстрация зависимости от слушателя, уважение к аудитории ( если вы согласны.., если вы это поняли, то можем идти дальше и др.)
3.Употребление риторических вопросов в речи учителя ( рассмотрим примеры… Что же мы видим? А мы видим, что…)
4.Использование контактно-устанавливающих вопросов ( Ведь так? Верно? Вы согласны? ) Такие вопросы требуют только невербального подтверждения того, что учителя слушают
5.Реальный вопрос: ( Ребята, это всем понятно ? Надо еще повторить?)
6.Невербальные приемы: преднамеренное замедление речи, понижение тона голоса, длительная пауза, указательный жест, внимательный взгляд и др.
Речевые приемы, направленные на то,
чтобы яснее донести информацию:
1.Повтор информации (наиболее важную информацию повторяют буквально или используя синонимичные лексико-грамматические средства).
2.Вычленение главного и второстепенного(это все достаточно просто, а вот это важно, это надо запомнить, перехожу к самому трудному и др.).
3.Идентификация (об одном и том же – по-разному).
4.Напоминание об основной идее ( Так вот, все эти примеры я привожу для того, чтобы…, К чему я об этом говорю?).
5. Сегментация речи: деление информации на небольшие части (сегменты) для облегчения ее восприятия на слух.
6.Смысловой круг. Учитель выдвигает какое-то положение, в следующем высказывании это положение раскрывается, конкретизируется, затем возвращается к высказанной первоначально мысли, излагает ее еще раз, повторяет, тем самым закрепляя в памяти ученика.
7.Соотнесение с ранее сказанным ( вспомните, мы об говорили на прошлом уроке, это вам хорошо известно и др.).
8. Изменение интонационного рисунка речи (за счет изменения голоса, громкости, пуз и др.).
Приемы, направленные на то, чтобы ученикам
было легче следить за развитием мысли учителя:
1.Речевые сигналы, ограничивающие новое от предшествующего, сигналы перехода к следующей мысли ( прежде всего, даже, а теперь, помимо этого, во-первых, начну с, перехожу к следующему и др.).
2.Сигналы, свидетельствующие о том, что далее последует обобщение сказанного, вывод ( таким образом, итак, значит, подведем итоги и др.).
3.Сигналы перехода от общему к частному, к иллюстративному материалу ( рассмотрим примеры, например, допустим и др.).
4.Прием «обнаженной стратегии»: учитель не только объявляет тему урока, но и сообщает план урока, что помогает ученикам следить за развитием мысли.
Перечисленные приемы позволяют учителю:
- эффективно организовывать совместную речевую деятельность;
- управлять учебным процессом;
- играть на уроке роль коммуникативного лидера.