С1. Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги, присутствующие в зале. Меня зовут Кудинова Ирина Ивановна, я учитель начальных классов Возовской средней общеобразовательной школы Поныровского района курской области.
Очень часто можно наблюдать на уроке такую картину: в течение всего урока учитель и ученики действуют как равноправные партнёры: ставят совместно цели, рассуждают, каждый высказывает своё мнение и аргументирует его. Но вот звенит звонок, и звучит закономерный вопрос: «А что я сегодня получил за урок?» И в этот момент учитель переходит в разряд авторитарного наставника, который один знает, как кого можно оценить, вслух проговаривая поставленные отметки.
За что ребёнок её получил? Справедлива ли она? Согласен ли с ней ученик?
Как оценивать действия детей, связанные с поиском нового? Сам факт активности, поднятую руку? Качество высказывания ребёнка, его близость к конечной истине? Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик ученика. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность.
Сегодня я хочу познакомить вас с уроком математики в 3 классе, на котором использовала приёмы формирования самооценки.
С2 Тема урока «Единицы массы. Тонна, центнер», это 12 по счету урок в разделе : «Четырехзначные числа. Единица длины – километр. Единица массы – грамм» .
Тип урока: урок открытия новых знаний .В течение урока применяла игровую технологию обучения, технологию личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.
Такие формы работы, как индивидуальная, парная, фронтальная, групповая в сочетании с выбранными методами обучения соответствовали психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту.
Цель урока и задачи урока (которые вы видите на слайде) поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь.
С3.Организационный момент
Свой урок я начала с улыбки, чтобы создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к деятельности, сконцентрировать внимание учащихся.
С4. Мотивация учебной деятельности
На этапе мотивации учебной деятельности с помощью фронтальной беседы подготовила учащихся к изучению темы.
С первых дней я учу детей проводить самооценку своей работы. Для этого на уроке необходимо:
1) ознакомить учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности;
2) в процессе урока учащиеся оценивают свою работу в соответствии с критериями;
Отгадав загадку и побеседовав, ребята были настроены на учебную деятельность.
С5 Актуализация знаний
Неотъемлемой частью урока математики является устный счёт. Чтобы нелюбимое дело стало увлекательным, интересным и развивающим я использую различные приёмы, в т.ч. и приёмы по формированию самооценки: комментирование выполненного задания вслух, сигнальные карточки. Более того, актуализация означает психологическую подготовку ученика: внимание, осознание значимости предстоящей деятельности, повышение интереса к уроку.
С6. Самоопределение к деятельности, постановка учебной проблемы
Выполнив вычисления и преобразовав величины, ребята самостоятельно определили тему урока и поставили цель, Если массу яблока измеряют в г, ящика яблок – в кг выдвинули гипотезу, то существует ещё другая единица измерения массы для более крупных предметов.
Я считаю, что у ребят возникло осознание «Что я не знаю?» Вопрос вызывает необходимость поиска решения, понимают, что ещё им нужно узнать, чему научиться.
С7. Открытие нового знания
На этапе открытия новых знаний ребята сами предложили найти ответ на вопрос в учебнике, в интернете, спросить у взрослых.. Эта ситуация была необходима для того, чтобы при решении проблемы учащиеся активно мыслили, а это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. На данном этапе создавала ситуацию успеха, каждый почувствовал, что это он сделал открытие. Сопоставив свои действия и результат при заполнении таблицы, с образцом ребята формировали свою самооценку «я узнал!»
С8. Проведённая физминутка способствовала избежанию перегрузки. Использовала упражнения для снятия напряжения в мышцах, что способствует формированию компетентного отношения к своему здоровью.
С9 Включение в систему знаний.
Этот этап урока подразумевает фиксацию и применение полученных знаний. Первичное усвоение новых знаний показало, что ребята активно участвуют в решении задачи, умеют переводить т в кг,ц.
Ребята записали решение задачи и сверили с эталоном, не забывая при этом делать отметки в листе самооценки. Учебное сотрудничество при решении задачи способно подготовить ученика к осуществлению парной, групповой и самостоятельной учебной деятельности.
На этапе первичного закрепления самостоятельная работа с самопроверкой, комментирование у доски помогли ребятам применить полученные знания.
А работая в группе, произошло взаимообучение на личностно-значимом уровне, что способствует развитию самооценки и формированию учебной мотивации, ребята учатся договариваться, происходит развитие коммуникативных учебных действий.
С10 Итог
При подведении итогов деятельности использовала фронтальную и индивидуальную беседу.
Фронтальная самооценка:
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Индивидуальная самооценка:
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
Подвели итоги урока, обсудили то, что узнали, и то, как работали. Дети оценили свою работу с помощью ключа к самооценке (подсчитали количество «+»), т.е каждый ученик в конце урока в зависимости от результата своей деятельности может сам выставить себе адекватную, реальную отметку. А самое главное он будет знать, за что она поставлена, какие ошибки он допустил, на что ему нужно обратить внимание, какую теорию повторить.
С11 Д/з Рефлексия Для домашней работы даны упражнения, соответствующие теме урока. Также предложила ребятам дополнительное задание: продолжить открытия по темам для проекта, что научит ребенка применять полученные знания на практике на личностно-значимом уровне.
На этапе рефлексии я использовала приём незаконченных предложений.
С12 Интерактивная презентация, раздаточный материал способствовали тому, чтобы урок получился интересным, эффективным и плодотворным, дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.
Разработка моего урока может быть использована учителями, работающими по любому УМК.
С13 Таким образом, обучение с формированием самооценки оказывает положительное влияние на личностное развитие учащихся, как основы для становления умения учиться в основной школе.
С14 Заканчивая свое выступления, я хочу поблагодарить всех за внимание и пожелать творческих успехов в вашей работе!