СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История школ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость работы: дополнение истории развития чувашского просвещения результатами изучения семейного архива Моисеевых и личными воспоминаниями членов семьи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "История школ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № » города Чебоксары Чувашской Республики Исследовательский проект Тема: «История моей школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № » города Чебоксары Чувашской Республики

Исследовательский проект

Тема: «История моей школы»

Цель исследования: изучить развитие просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики на примере жизни двух родственников нашей учительницы. Задачи : 1. Изучить основные источники информации: семейный архив, интернет, литературу. 2. Исследовать историю просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики. 3. Провести анализ полученных материалов. 4. Обобщить данные и разработать проект исследования. Новизна: основной объект исследования – семейный архив Моисеевых, личные воспоминания, которые до этого не изучались. Практическая значимость работы: дополнение истории развития чувашского просвещения результатами изучения семейного архива Моисеевых и личными воспоминаниями членов семьи.

Цель исследования: изучить развитие просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики на примере жизни двух родственников нашей учительницы.

Задачи :

1. Изучить основные источники информации: семейный архив, интернет, литературу.

2. Исследовать историю просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики.

3. Провести анализ полученных материалов.

4. Обобщить данные и разработать проект исследования.

Новизна: основной объект исследования – семейный архив Моисеевых, личные воспоминания, которые до этого не изучались.

Практическая значимость работы: дополнение истории развития чувашского просвещения результатами изучения семейного архива Моисеевых и личными воспоминаниями членов семьи.

Дедушку нашей учительницы звали Моисеев Семен Николаевич. Он родился 29 января 1897 года в деревне Новые Атаи Красночетайского района Чувашской Республики в крестьянской семье. Из автобиографии Моисеева С.Н.: «…Родители были неграмотные. Они … выделились на новую усадьбу. После чего жили плохо и занимались исключительно сельским хозяйством. До Октябрьской революции на 6-7 едоков семьи имели две «надельные души». Своего хлеба не хватало ежегодно… » Несмотря на трудности, родители хотели дать детям образование. Когда Семену исполнилось восемь лет, его отдали учиться в Хоршевашскую церковно-приходскую школу. Учителя там были очень строгие.

Дедушку нашей учительницы звали Моисеев Семен Николаевич.

Он родился 29 января 1897 года в деревне Новые Атаи Красночетайского района Чувашской Республики в крестьянской семье. Из автобиографии Моисеева С.Н.: «…Родители были неграмотные. Они … выделились на новую усадьбу. После чего жили плохо и занимались исключительно сельским хозяйством. До Октябрьской революции на 6-7 едоков семьи имели две «надельные души». Своего хлеба не хватало ежегодно… » Несмотря на трудности, родители хотели дать детям образование. Когда Семену исполнилось восемь лет, его отдали учиться в Хоршевашскую церковно-приходскую школу. Учителя там были очень строгие.

Второклассная учительская школа в селе Красные Четаи После церковно-приходской школы с 1909 по 1912 год Моисеев С.Н. учился во второклассной учительской школе, которая находилась в селе Красные Четаи. Изучив свидетельство, мы заметили, что названия предметов сильно отличаются от современных: Закон божий, церковная история общая и русская, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные практические сведения по гигиене и чистописанию.

Второклассная учительская школа в селе Красные Четаи

После церковно-приходской школы с 1909 по 1912 год Моисеев С.Н. учился во второклассной учительской школе, которая находилась в селе Красные Четаи. Изучив свидетельство, мы заметили, что названия предметов сильно отличаются от современных: Закон божий, церковная история общая и русская, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные практические сведения по гигиене и чистописанию.

Семья Моисеевых и Самсоновых Из воспоминаний дочери Моисеевой Лидии Семеновны: «У отца не было специального музыкального образования, но он умел играть на гармошке, на мандолине. В газетах иногда появлялись слова и музыка новых песен. Отец напевал их по нотам, хотя никогда до этого данную мелодию не слышал. В гости иногда приходили соседи Самсоновы (еще одна учительская семья), и тогда дома устраивались музыкальные вечера. Самсонов Георгий Семенович играл на гитаре».

Семья Моисеевых и Самсоновых

Из воспоминаний дочери Моисеевой Лидии Семеновны: «У отца не было специального музыкального образования, но он умел играть на гармошке, на мандолине. В газетах иногда появлялись слова и музыка новых песен. Отец напевал их по нотам, хотя никогда до этого данную мелодию не слышал. В гости иногда приходили соседи Самсоновы (еще одна учительская семья), и тогда дома устраивались музыкальные вечера. Самсонов Георгий Семенович играл на гитаре».

 Началась Первая мировая война. Из автобиографии Моисеева С.Н.: «В армии я сначала служил в городе Симбирске, а потом в действующей армии на австрийском и румынском фронтах. Здесь я в первый раз через солдатских депутатов познакомился с революционным движением. До этого никакого представления о революции не имел.  По возвращении из армии я примкнул к бедняцкой организации и был избран секретарем сельисполкома и селькомбеда, где проработал с 1 января 1918 года по 1 февраля 1919 года.  Любовь к детям и к учительской работе у меня не погасла, стало тянуть на прежнюю работу

Началась Первая мировая война. Из автобиографии Моисеева С.Н.: «В армии я сначала служил в городе Симбирске, а потом в действующей армии на австрийском и румынском фронтах. Здесь я в первый раз через солдатских депутатов познакомился с революционным движением. До этого никакого представления о революции не имел. По возвращении из армии я примкнул к бедняцкой организации и был избран секретарем сельисполкома и селькомбеда, где проработал с 1 января 1918 года по 1 февраля 1919 года. Любовь к детям и к учительской работе у меня не погасла, стало тянуть на прежнюю работу"

На основе декретов РСФСР, принятых в 1918-1919 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке.   Моисеев С.Н. работал добросовестно. В 1933-1934 учебном году был делегирован на Республиканский съезд учителей-ударников. Даже работая учителем, никогда не отрывался от общественной работы: выбирался в члены сельсовета, председателем ревизионной комиссии, исполнял обязанности инструктора по ликбезу.  Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в СССР.  Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт.

На основе декретов РСФСР, принятых в 1918-1919 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке.

Моисеев С.Н. работал добросовестно. В 1933-1934 учебном году был делегирован на Республиканский съезд учителей-ударников. Даже работая учителем, никогда не отрывался от общественной работы: выбирался в члены сельсовета, председателем ревизионной комиссии, исполнял обязанности инструктора по ликбезу. Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в СССР. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт.

Моисеев Виктор Семенович –выпускник 1941 года Штанашской средней школы Моисеев Виктор закончил школу в 1941 году с Похвальной грамотой. Он планировал продолжить учебу, но, как и большинство его одноклассников, Витю отправили на строительство Сурского рубежа. Со своей 45-мм пушкой Виктор Семенович в составе 1-го Украинского фронта закончил войну в Дрездене. Был 2 раза ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Демобилизовался только в июне 1947 г.

Моисеев Виктор Семенович –выпускник 1941 года Штанашской средней школы

Моисеев Виктор закончил школу в 1941 году с Похвальной грамотой. Он планировал продолжить учебу, но, как и большинство его одноклассников, Витю отправили на строительство Сурского рубежа. Со своей 45-мм пушкой Виктор Семенович в составе 1-го Украинского фронта закончил войну в Дрездене. Был 2 раза ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Демобилизовался только в июне 1947 г.

Штанашская средняя школа Учителя Штанашской средней школы В классе у Виктора Семеновича учились дети из 4 районов: Красночетайского, Аликовского, Шумерлинского и Ядринского района. В школу ходило до 400 человек из 40 деревень. В классе у Виктора обучались 28 учеников: 23 мальчика и 5 девочек. Мальчиков намного больше, чем девочек, учителей мужчин на фотографии тоже. В следующем 2022 году Штанашской школе исполняется 180 лет! Школа гордится своими выпускниками – двумя Героями Советского Союза Алексеем Романовичем Логиновым (1903–1943) и Поляковым Иваном Кузьмичом (1922–1993).

Штанашская средняя школа

Учителя Штанашской средней школы

В классе у Виктора Семеновича учились дети из 4 районов: Красночетайского, Аликовского, Шумерлинского и Ядринского района. В школу ходило до 400 человек из 40 деревень. В классе у Виктора обучались 28 учеников: 23 мальчика и 5 девочек. Мальчиков намного больше, чем девочек, учителей мужчин на фотографии тоже. В следующем 2022 году Штанашской школе исполняется 180 лет! Школа гордится своими выпускниками – двумя Героями Советского Союза Алексеем Романовичем Логиновым (1903–1943) и Поляковым Иваном Кузьмичом (1922–1993).

Выпускники 1941 года Тяжелая им досталась доля, многие не вернулись с поля боя. Они строили Сурский рубеж, защищали нашу Родину, восстанавливали разрушенные города и села в послевоенные годы.

Выпускники 1941 года

Тяжелая им досталась доля, многие не вернулись с поля боя. Они строили Сурский рубеж, защищали нашу Родину, восстанавливали разрушенные города и села в послевоенные годы.

Новоатайская средняя школа  В 1918 году открылась Новоатайская средняя школа. Об этом есть запись в БУ Государственном архиве Чувашской Республики Минкультуры Чувашии (Ф. №221 и 675, опись 1, д. №208 и 156, листы 1, 184, 234): «В документах архивного фонда Ядринского уездного отдела народного образования Казанской губернии, в списке учителей чувашских школ Курмышского уезда по волостям на 1918-1919 учебный год, впервые упоминается Ново-Атаевская однокомплектная школа Атаевской (Штанашской) волости. Учитель – Афанасьев Иван Васильевич, утвержден на должность с 1 сентября 1918 года. В 1919 году этот учитель, как бывший офицер, мобилизован в Красную Армию. Вместо него 26 августа 1919 года из Тарабайской школы переведен уроженец деревни Новые Атаи 1897 г.р. Моисеев Семен Николаевич.  С 1918 по1928 года дети занимались в частных наемных домах. А в 1929 году была сдана в эксплуатацию школа деревянная на два комплекта».

Новоатайская средняя школа

В 1918 году открылась Новоатайская средняя школа. Об этом есть запись в БУ Государственном архиве Чувашской Республики Минкультуры Чувашии (Ф. №221 и 675, опись 1, д. №208 и 156, листы 1, 184, 234): «В документах архивного фонда Ядринского уездного отдела народного образования Казанской губернии, в списке учителей чувашских школ Курмышского уезда по волостям на 1918-1919 учебный год, впервые упоминается Ново-Атаевская однокомплектная школа Атаевской (Штанашской) волости. Учитель – Афанасьев Иван Васильевич, утвержден на должность с 1 сентября 1918 года. В 1919 году этот учитель, как бывший офицер, мобилизован в Красную Армию. Вместо него 26 августа 1919 года из Тарабайской школы переведен уроженец деревни Новые Атаи 1897 г.р. Моисеев Семен Николаевич. С 1918 по1928 года дети занимались в частных наемных домах. А в 1929 году была сдана в эксплуатацию школа деревянная на два комплекта».

 За вековую историю школы сменялись педагоги, ученики, учебные программы. В 2018 году школа праздновала100-летний юбилей. Выпускники тепло поздравили коллектив школы, ветеранов-педагогов и учащихся с праздником, вручили им благодарственные письма и памятные подарки.

За вековую историю школы сменялись педагоги, ученики, учебные программы. В 2018 году школа праздновала100-летний юбилей. Выпускники тепло поздравили коллектив школы, ветеранов-педагогов и учащихся с праздником, вручили им благодарственные письма и памятные подарки.

Заключение История школы сплетается из нитей-судеб ее учеников и учителей, и вплетается в историю поселения, района, республики и всей страны. Историю школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Проанализировав материал, мы узнали, какой была школа в начале XX века до Октябрьской революции и после него. Через историю школы мы непосредственно соприкоснулись с прошлым, научились понимать его. Несмотря на все подводные течения и рифы, школьный корабль продолжает идти дальше. Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.

Заключение

История школы сплетается из нитей-судеб ее учеников и учителей, и вплетается в историю поселения, района, республики и всей страны. Историю школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями.

Проанализировав материал, мы узнали, какой была школа в начале XX века до Октябрьской революции и после него.

Через историю школы мы непосредственно соприкоснулись с прошлым, научились понимать его. Несмотря на все подводные течения и рифы, школьный корабль продолжает идти дальше. Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.

Литература Семейный архив семьи Моисеевых Сайт МОУ «Штанашская основная общеобразовательная школа» http ://chuvashia.spravedlivo.ru/005161968.html  Ликбез — Википедия (wikipedia.org)  Образование в Чувашии — Википедия (wikipedia.org)  Приказ НКВД СССР № 00447 — Википедия (wikipedia.org)  Школьный век: Новоатайская школа празднует 100 – летний юбилей | Красночетайский район Чувашской Республики (cap.ru)

Литература

Семейный архив семьи Моисеевых

Сайт МОУ «Штанашская основная общеобразовательная школа»

http ://chuvashia.spravedlivo.ru/005161968.html

Ликбез — Википедия (wikipedia.org)

Образование в Чувашии — Википедия (wikipedia.org)

Приказ НКВД СССР № 00447 — Википедия (wikipedia.org)

Школьный век: Новоатайская школа празднует 100 – летний юбилей | Красночетайский район Чувашской Республики (cap.ru)