Несклоняемые
имена
существительные
6 класс.
Цель :
- знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.
Задачи:
- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Оборудование:
Повторим пройденное.
«Буквы Е, И в окончаниях существительных»
1.стоять у знамен…
2. находиться в вестибюл…
3. постареть от времен…
4. участвовать в экспедици…
5. заботиться об урожа…
6. в пламен… костра
7. отвечать по истори…
8. звать по имен…
9. проходить по алле…
10. нога в стремен…
И
Е
И
И
Е
И
И
И
Е
И
Повторим пройденное.
Перечислите разносклоняемые существительные.
Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь, дитя.
Какой суффикс в этих словах прибавляется к корню?
Суффикс –ен- .
Знакомство с новым материалом.
Прослушайте и прочитайте.
Кенгуру в кафу зашел,
Как – то рано поутру
Занял там свободный стол
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Фильм смотреть о кенгуре.
Вдруг огромный обезьян
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
А вернее, я и ты
Хохотал на всю киню.
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Интересное кино.
Если в кинах кенгура
Жаль, что кончилось оно.
Бродит – бродит по шоссу,
В гардероб пора бежать
Носит в сумке шимпанзу.
Будут польта выдавать.
(А.Хайт)
Что вызывает улыбку?
Склонение существительных
именительный
львы
родительный
дательный
львов
кенгуру
львам
винительный
кенгуру
кенгуру
творительный
львов
львами
кенгуру
предложный
кенгуру
о львах
кенгуру
Несклоняемые существительные.
Группы несклоняемых сущ.
Примеры.
1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.
Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри.
2. Русские и украинские фамилии на
– о ,–их (-ых) .
Семченко, Долгих, Толстых.
3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , и с опорным словом среднего и женского рода.
СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН.
4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный.
Знакомая мисс,
писательница Войнич.
Решите лингвистическую задачу.
Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера.
? Когда видел сестру, а когда брата?
Найди несклоняемые существительные.
Вечером мы собрались с другом в кино.
На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто.
Я завязал на шее кашне.
По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе и эскимо.
В фойе кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного шимпанзе.
Возвращались мы домой на такси.
Запишите несклоняемые существительные по картинкам.
Какао,
фойе,
радио,
манто,
пианино,
кашне,
кофе,
Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое.
какаду,
алоэ,
трюмо,
метро,
рагу,
пальто,
кафе,
домино.
Кашне – шейный платок или шарф.
Составьте и запишите предложения с любыми 3 словами
Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные:
метро
Выйти из _______________,
гулять без ___________________,
ехать по ___________________,
приехать на ______________________,
вынуть из ______________________,
слушать по ___________________,
пойти в ___________________,
работать в ___________________,
играть на _______________,
бутерброд с ___________________,
кататься на ___________________
пальто
шоссе
такси
портмоне
радио
кино
ателье
фортепиано
салями
пони
Запишите слова, распределив их по темам.
Одежда –
Животные –
Пища -
Слова для справок: к о ала, кешью, а в о кадо, к и м о но, какаду, бро кк оли, м о нпасье, кашне, с а лями, м а нто, спаге тт и, пальто, кашпо, гу пп и, кур а бье, гризли.
Проверка.
Пища
кешью,
бро кк оли,
а в о кадо,
м о нпасье,
с а лями,
спаге тт и,
кур а бье
Одежда:
кимоно,
кашне,
манто,
пальто
Животные:
коала,
какаду,
гуппи,
гризли
В чём особенность несклоняемых имён существительных?
Чтобы грамотным стать
И писать отлично
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе, Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе, и ни пальто, Ни колибри, какаду, Ни жюри, ни кенгуру.
Рефлексия.
- Что нового узнали?
- - Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему?
- - Определите ключевые слова урока
( не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков).
- Какой вывод вы можете сделать по теме урока? Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.
Спасибо за урок.