СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация лабораторной работы по биологии (изучение свойств почвы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация лабораторной работы по биологии (изучение свойств почвы)»

Изучение состава и свойств почвы с применением датчиков цифровой лаборатории «Архимед» Лабораторная работа по биологии Выполнили: Попова Т.В., учитель биологии и географии; Мальцева Е.Н., учитель биологии и химии

Изучение состава и свойств почвы с применением датчиков цифровой лаборатории «Архимед»

Лабораторная работа по биологии

Выполнили: Попова Т.В., учитель биологии и географии; Мальцева Е.Н., учитель биологии и химии

Цель: Изучить физические и химические свойства почвы, взятой на пришкольной территории

Цель:

  • Изучить физические и химические свойства почвы, взятой на пришкольной территории
Рекомендации по организации работы Работа рассчитана на 15 -25 минут. Проводится в виде фронтальной практической работы. Учащиеся поделены на 2 группы по 3 человека. По окончании работы желательно сопоставить результаты исследования обеих групп.

Рекомендации по организации работы

  • Работа рассчитана на 15 -25 минут. Проводится в виде фронтальной практической работы. Учащиеся поделены на 2 группы по 3 человека. По окончании работы желательно сопоставить результаты исследования обеих групп.
1 этап Каждой группой взяты образцы с трех участков: из-под тополя вблизи проезжей части с клумбы с луга перед школой

1 этап

  • Каждой группой взяты образцы с трех участков:
  • из-под тополя вблизи проезжей части
  • с клумбы
  • с луга перед школой
Забор грунта

Забор грунта

2 этап - изучение химических свойств взятых образцов почв   Для работы потребуется: Регистратор данных с датчиком рН  (1 комплект на группу) Набор реактивов (соляная кислота, нитрат серебра и хлорид бария) Дистиллированная вода Ноутбук (1 штука на группу) Мерные стаканы для почвенных проб (по 3 на группу) Колбы с дистиллированной водой ( по 1 на группу) Емкости для промывания датчиков рН Грунты по 50 г с каждого участка

2 этап - изучение химических свойств взятых образцов почв

  • Для работы потребуется:
  • Регистратор данных с датчиком рН

(1 комплект на группу)

  • Набор реактивов (соляная кислота, нитрат серебра и хлорид бария)
  • Дистиллированная вода
  • Ноутбук (1 штука на группу)
  • Мерные стаканы для почвенных проб (по 3 на группу)
  • Колбы с дистиллированной водой ( по 1 на группу)
  • Емкости для промывания датчиков рН
  • Грунты по 50 г с каждого участка
Ход работы растворяем пробы почв в дистиллированной воде и даем воде отстояться 3 минуты измеряем показатели рН каждой почвенной пробы, данные выводятся на график в ноутбуке через программу IntLab Проводим реакции по каждой почвенной пробе с соляной кислотой, нитратом серебра и хлоридом бария, наблюдаем изменения в пробирках с реагентами Результаты сохраняем и анализируем

Ход работы

  • растворяем пробы почв в дистиллированной воде и даем воде отстояться 3 минуты
  • измеряем показатели рН каждой почвенной пробы, данные выводятся на график в ноутбуке через программу IntLab
  • Проводим реакции по каждой почвенной пробе с соляной кислотой, нитратом серебра и хлоридом бария, наблюдаем изменения в пробирках с реагентами
  • Результаты сохраняем и анализируем
Готовим почвенную вытяжку:

Готовим почвенную вытяжку:

добавляем почву в дистиллированную воду и перемешиваем стеклянной палочкой

добавляем почву в дистиллированную воду и перемешиваем стеклянной палочкой

Фильтруем

Фильтруем

Измеряем рН почвенных вытяжек с помощью датчиков цифровой лаборатории «Архимед»

Измеряем рН почвенных вытяжек с помощью датчиков цифровой лаборатории «Архимед»

Результаты выводим на ноутбук

Результаты выводим на ноутбук

Около тополя

Около тополя

Клумба

Клумба

На лугу

На лугу

Значения рН Группа №1 из-под тополя – 7,35 с клумбы -7,5 с луга – 7,3 Группа №2 из-под тополя -7,3 с клумбы - 7,2 с луга – 7,3

Значения рН

  • Группа №1
  • из-под тополя – 7,35
  • с клумбы -7,5
  • с луга – 7,3
  • Группа №2
  • из-под тополя -7,3
  • с клумбы - 7,2
  • с луга – 7,3
На наличие нитратов Взаимодействие с нитратом серебра показало наличие хлоридов в почве, т.к. выпал осадок белого цвета – хлорид серебра. В луговой вытяжке его больше всего, тополевая слегка помутнела – концентрация хлорид-ионов небольшая

На наличие нитратов

Взаимодействие с нитратом серебра показало наличие хлоридов в почве, т.к. выпал осадок белого цвета – хлорид серебра. В луговой вытяжке его больше всего, тополевая слегка помутнела – концентрация хлорид-ионов небольшая

На наличие ионов кальция При взаимодействии всех трёх вытяжек почвы с соляной кислотой реакции не наблюдалось. Значит ионы кальция отсутствуют или содержатся в очень незначительных количествах

На наличие ионов кальция

При взаимодействии всех трёх вытяжек почвы с соляной кислотой реакции не наблюдалось. Значит ионы кальция отсутствуют или содержатся в очень незначительных количествах

Обнаружение сульфат-ионов Реакция с хлоридом бария наблюдалась только для почвенной пробы, взятой с клумбы. Небольшое помутнение раствора свидетельствует о наличии сульфат-ионов

Обнаружение сульфат-ионов

Реакция с хлоридом бария наблюдалась только для почвенной пробы, взятой с клумбы. Небольшое помутнение раствора свидетельствует о наличии сульфат-ионов

Выводы  Степень кислотности почв, характеризующаяся величиной рН, слабощелочная, что соответствует норме Засоленность почвы на пришкольном участке в пределах нормы

Выводы

  • Степень кислотности почв, характеризующаяся величиной рН, слабощелочная, что соответствует норме
  • Засоленность почвы на пришкольном участке в пределах нормы