Методические приемы реализации интегрированного подхода в обучении современных школьников
Важнейшая задача современной системы образования – «научитьучиться»
Целостность
«картины мира»
Ключевые направления в преподавании предмета математики
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту
Ключевые направления в преподавании предмета математики
формирование у учащихся интеллектуальной честности (верность своим убеждениям) и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта
Ключевые направления в преподавании предмета математики
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения
Ключевые направления в преподавании предмета математики
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
Ключевые направления в преподавании предмета математики
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилиза ции
Ключевые направления в преподавании предмета математики
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни
Ключевые направления в преподавании предмета математики
умение находить в различных источниках информацию, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
Ключевые направления в преподавании предмета математики
умение понимать и использовать математические средства наглядности
для иллюстрации, интерпретации, аргументации
Ключевые направления в преподавании предмета математики
развитие интереса к математическому творчеству и развитие математических способностей
Пути развития целостного мировоззрения
преподавания отдельных тем с учётом краеведческой, экологической направленности и актуальной тематики для региона
изучение обучающимися региональных особенностей
интегрированные учебные занятия
Учебно-тематические планы
экскурсии
цифровая образовательная
среда
НРК
Виды интеграции
Горизонтальная Вертикальная
Объединение сходного Объединение одним
материала в разных учителем в своём
учебных предметах предмете материала,
который тематически
повторяется в разные
годы обучения на разном
уровне сложности
Классификация интегрированных уроков по способу организации
Конструирование и Проведение урока
проведение урока одним учителем,
двумя и более имеющим базовую
учителями разных подготовку по дисциплин соответствующим
предметам
Образовательные области интеграции
ФИЗИКА
ИНФОРМА-ТИКА
АСТРОНО-МИЯ
МАТЕМАТИКА
ГЕОГРАФИЯ
БИОЛОГИЯ
ХИМИЯ
Формы проведения уроков
Урок-исследование
урок –игра
урок – семинар
урок – беседа
Формы работы
- индивидуальная
- групповая (пара, малые группы)
- коллективная
Методические приемы Устный счет
Примеры:
1. Количество признаков равенства треугольников умножьте на число букв в слове, обозначающем единицу работы. (8 класс)
2. Количество букв в отчестве поэта Сергея Есенина умножьте на 3. Квадрат числа биссектрис у треугольника. (7 класс)
Количество сторон прямоугольника сложите с числом лап у жука. (5 класс)
Методические приемы Игровые моменты
При изучении темы «Координатная плоскость» можно использовать задания в виде игры «Астрономия на координатной плоскости».
При построении в частности созвездий и Большой и Малой Медведицы учащимся можно рассказать существующую легенду.
Методические приемы Практические приемы
Практическая задача: Постройте в координатной плоскости точки по их координатам А(0; 8), В(–3; 3), С(–9; 2), D(–5; –3), Е(6;–9), К(0;–7). Соедините последовательно эти точки и постройте фигуру, симметричную данной относительно оси Оу.
Практическая работа: Рассмотрите фотографии насекомых, проведите ось симметрии. Сделайте вывод о расположении органов, их размерах и окраске относительно оси.
Проблемные вопросы:
* Что произойдет, если у насекомого лапы слева будут ближе к голове, чем справа, а правое крыло бабочки или божьей коровки будет больше, чем левое?
* К чему может привести нарушение окраски?
* Как свойство симметричности используется человеком в своих целях?
* Можно ли человека назвать самосимметричной фигурой?
Методические приемы Самостоятельный поиск материала
Примеры тем сообщений для поиска информации с учетом интеграции:
- «Симметрия живых организмов и растений в природе». - «Симметрия в быту и практической деятельности человека».
- «Масштаб и его применение».
Примеры тем сообщений с учетом НРК:
- «Геометрия в национальном костюме народов Тюменского края».
- «Математика в истории Голышмановского района».
Примеры интегрированных проектов:
- «Магические свойства пирамид».
- «Математика и здоровье».
Методические приемы Соревновательные элементы
Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности .
Задачи практического содержания на уроках геометрии 1 . Между электрическим столбом и зданием необходимо натянут кабель. Расстояние между зданием и столбом равно 10 метров, высота столба 8 м, а высота здания 4 м. Какой длины нужно отрезать кабель. ( «Т. Пифагора», 8 класс) 2. Сколько квадратных метров жести надо приобрести на изготовление водосточной трубы длиной 6 м и диаметром 22 см если швы прибавляют 3 % площади поверхности трубы? («Площадь поверхности тел вращения», 10 класс) 3. Нужно сделать ремонт в комнате с высотой 2,5 м, шириной 5 м и длиной 6 м. Сколько рулонов обоев понадобится для оклейки стен, если ширина одного рулона 60 см, длина 10м. Сколько при этом понадобится денег, если стоимость одного рулона 800 рублей, а одна пачка клея стоит 170 рублей. И ее расход 10 м². («Площадь поверхности многогранников»,5 класс, 10 класс)
Задачи экономического содержания при изучении тем «Проценты», «Пропорция» 1. Одному ученику в столовой на завтрак дают 20г сливочного масла. В нашей школе 89 учеников. Сколько молока должно быть надоено на ферме, чтобы получить нужное количество масла? Молоко даёт 25% сливок, сливки дают 20% масла. 2. Клиент взял в банке кредит 24000 рублей на год под 9% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем через год выплатить всю сумму, взятую в кредит вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
Задачи физического содержания при подготовке к ЕГЭ 1. Постоянное ускорение с места старта по прямолинейному отрезку пути длиной 1 км с постоянным ускорением а км/ч, вычисляется по формуле v=√2al . Определите наименьшее ускорение, с которым должен двигаться автомобиль, чтобы проехав 1км, приобрести скорость 100 км/ч. Ответ выразите в км/ч. 2. Высота тела, падающего на землю меняется по закону h(t)=v 0 t+gt 2 /2. Найти время падения тела c высоты 0,8 м, если скорость 3 м/с.
Задачи экологического содержания на уроках математики 1.Одно растение василька, которое широко произрастает в нашем регионе, производит в среднем 1500 семян. Семена сохраняют всхожесть до 10 лет. Определите запасы семян этого сорняка в почве после 5 лет засорения им посевов на одном поле. 2. Осетр живёт 50 лет. Каждый год он мечет 300 тыс. икринок, выметывая за свою жизнь более15 млн. Подсчитайте потенциально возможное потомство 3 самок за 10лет.
Задачи с краеведческим содержанием на уроках математики 1. По данным 1885 года стройка 1 шлюза на реке Тобол могла обойтись в 750.000 рублей, а постройка 1 версты железной дороги по самой дешевой цене стоила 40.000 рублей. Что дешевле, построить 240 верст железной дороги или 4 шлюза и во сколько раз? 2 . Старейшее село Голышмановского района – Усть-Ламенка. В 1698 году «Тобольский сын боярский Иван Бобровский со товарищи» возвели оборонительное сооружение на месте впадения р.Гремячей в р.Вагай. Так появилась Усть-Ламенская слобода, или форпост № 1003 – одно из многочисленных укрепленных поселений в составе Ишимской оборонительной линии, призванных защищать русское население от «степных воинских немирных людей». Сколько лет в 2021 году исполнится с.Усть – Ламенка ?