Современные методы, приемы, методики, формы, организация обучения, их педагогические возможности и условия применения.
Выполнила Бяшарова Л.А.
Учитель начальных классов
г.о.Тольятти
1
Содержание
- Приёмы обучения
- Средства обучения
- Факторы обучения
- Формы обучения
- Методика преподавания
1
1.Методы обучения
«Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К.Бабанский)
«Метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В.Оконь)
1.Классификация методов по организации и осуществлению учебно- познавательной деятельности(Ю.К.Бабанский)
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
- практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.);
- репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);
- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению);
- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
1
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности:
- методы устного контроля и самоконтроля;
- методы письменного контроля и самоконтроля;
- методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля
Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М.Верзилин, Д.О.Лордкипанидзе, И.Т.Огородников и др.).
а) словесные – живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения.)
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Методы
Методы формирования сознания личности:
- Убеждение
- внушение
- объяснение
- рассказ
- инструктаж
- беседа
- лекция
- диспут
- метод примера
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- наказание
- поощрение
- порицание
- соревнование
- сюжетно-ролевые игры
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Упражнение
- приучение
- педагогическое требование
- поручение
- создание воспитывающих ситуаций
- общественное мнение
Педагогические возможности:
- Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе.
- Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.
2.Приёмы обучения
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.
- Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения.
Факторы выбора методов и приемов обучения:
Приёмы:
3.Средства обучения
Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. К средствам обучения могут быть отнесены: учителя, учебники, учебные пособия, книги, радио, телевидение, компьютеры, наглядные пособия и т.д.
Средства
По включенности сознания
По психологическому воздействию на личность
- Научения
- убеждение
- внушение
- психотерапия
По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия
- Эмоциональные
- Когнитивные
- поведенческие
По характеру воздействия на человека
Классификация А.Е.Дмитриева и Ю. А. Дмитриева
- естественная натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
- объемная (геометрические фигуры, чучела);
- изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
- графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
- символическая (географические карты, глобус); звуковая (магнитофонная запись);
- мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
-
4.Факторы обучения
Знание основных факторов и закономерностей процесса обучения помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели конкретных уроков, определять их содержание, изучать познавательные возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы совместной работы, объективно оценивать ее результаты.
В результате дидактических исследований выявлено четыре фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса:
1)учебный материал;
- объективная (чистая) информация – содержание, количество учебного материала, его качество, форма изложения;
- информация, приобретаемая в процессе дидактической обработки , – способ, структура, доступность изложения.
2) организационно-педагогическое влияние;
- фактор организационно-педагогического влияния на уроках – методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, работоспособность учащихся, контроль и проверка результатов работы
- фактор дидактического влияния с учебными целями вне школьных занятий – объем и характер помощи со стороны родителей, взрослых, друзей; режим учебного труда; контроль со стороны взрослых;
3) обучаемость учащихся;
- фактор обучаемости на уроках – уровень общей подготовки (эрудиции) обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; общие способности к учебно-познавательной деятельности; общие характеристики внимания;
- фактор обучаемости во внеурочной деятельности – самоконтроль; воля и настойчивость; целенаправленность; работоспособность; ценностные ориентации; стимулирование; мотивация; состояние здоровья;
4) время.
- фактор затрат времени непосредственно на уроке ;
- фактор затрат времени на самоподготовку .
5.Формы обучения
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
По количеству участников
- Индивидуальная
- Групповая
- Массовая
Формы
По продолжительности
- Кратковременные
- продолжительные
По видам деятельности
- Учебная
- Трудовая
- Спортивная
- художественная
По способу влияния педагога
- Непосредственно
- опосредованно
6.Методика преподавания