«Музыкальная драматургия»
Музыкальную драматургию применяют к музыкально – сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперрете, мюзиклу, музыкальному кинофильму .
- Главное в музыке – развитие.
- Подобно тому как меняется мир вокруг нас так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
- Самый распространённый способ развития музыки является повторение, или повтор
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала. Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910)
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
Музыкальные формы
Самая простая форма - из 16 тактов (период);
Форма, в которой есть устойчивый повторяющийся элемент- рондо
Форма с устойчивым повторяющимся элемент – рефрен
Форма, которая основана на изменении главной темы, варьировании -вариации.
Формы- двух и трёхчастная.
Музыкальное произведение всегда представляет собой не застывшую форму, а живой звучащий процесс, движение во времени. Вот это движение и есть драматургия.
«Музыкальная драматургия»
Как вы думаете, почему здесь изображена именно река?
Мы видим главную тему картины – река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения.
Вот так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река – это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры . Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия.
Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
Сейчас мы прослушаем пьесу М.П. Мусоргского «Старый замок».
Что он вам напоминает?
Какое здесь настроение?
К какому образу в данном произведении обратился композитор?
«Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность. Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!
К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
- О чем поет свою песню трубадур?
- В этой музыке кроется какая-то тайна.
- Как она звучит?
Мессир Ивен могуч и силен,
Его древний замок рвом окружен,
Крепкие стены из гладких камней.
Башня с дозорной вышкой над ней,
Щели бойниц, парапеты, зубцы,
И всюду готовые к битве бойцы.
Старинное фаблио
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой -- подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб,-- на нем изображен
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне...
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья
Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи: Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
- Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?
В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм- ♪♪♪♪ , однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?
-Мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему.
- Что же может нам показать музыка?
Д. - Движение.
- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?
Д. – Принцип повторности.
СООТНЕСИТЕ!
П.И. Чайковский
«Ленинградская симфония»
М. Мусоргский
опера «Снегурочка»
Н.А. Римский-Корсаков
Балет «Лебединое озеро»
Д. Шостакович
«Старый замок»