СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "ЕГЭ. Готовимся к сочинению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлена работа по подготовке к сочинению по статье Лихачева. Можно использовать как пособие при подготовке к Егэ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "ЕГЭ. Готовимся к сочинению"»

ЕГЭ Учимся писать сочинение По статье Д.С.Лихачева Учитель русского языка и литературы Попелышко В.Н. МБОУ «Тюхтетская СШ №1» с.Тюхтета Красноярского края

ЕГЭ

Учимся писать сочинение

По статье Д.С.Лихачева

Учитель русского языка и литературы

Попелышко В.Н.

МБОУ «Тюхтетская СШ №1»

с.Тюхтета Красноярского края

  Много лет назад, ещё до образования общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.  Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезает бесследно.  И вдруг мои молодые люди насупились: " нет, мы будем заботиться только о русских памятников".- "Почему?" мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?"

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь. Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска, Петрозаводска, Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.С. Лихачеву)

Шаг 1. Составить план. План 1. Культурный долг России. 2. Сила благотворительности. 3. Обогащение русской культуры другими культурами. 4.Обогащение русской науки участием в ней разных национальных школ. 5.Патриотизм и национализм.

Шаг 1. Составить план.

План

1. Культурный долг России.

2. Сила благотворительности.

3. Обогащение русской культуры другими культурами.

4.Обогащение русской науки участием в ней разных национальных школ.

5.Патриотизм и национализм.

Шаг 2. Переделайте назывной план в вопросный.   План 1. В чём состоит культурный долг России по отношению к другим народам? 2. Чем хороша благотворительность? 3. Обогащалась ли русская культура культурой других народов? 4. Обогащалась ли наука участием в ней разных национальных школ? 5. Что такое истинный патриотизм и чему он противостоит?

Шаг 2. Переделайте назывной план в вопросный.

  План

1. В чём состоит культурный долг России по отношению к другим народам?

2. Чем хороша благотворительность?

3. Обогащалась ли русская культура культурой других народов?

4. Обогащалась ли наука участием в ней разных национальных школ?

5. Что такое истинный патриотизм и чему он противостоит?

Шаг 3. Сформулируйте проблему исходного текста и за­пишите первую, вводную часть вашего сочинения. Речевые клише: В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (ч е г о?) ставит вопрос (о чём?) ___________ Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему: ____________ В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (ч е г о?) ________________ В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (ч е г о?) ________________ В тексте (к о г о?) в центре внимания находится проблема (ч е г о?) _________________ Помните, что в начале работы желательно указать имя автора и его инициалы, а также не забыть о словах — великий, извест­ный, знаменитый и т.д., подчёркивающих общественные заслуги авто­ра. Если же автор для вас — человек неизвестный, то следует назвать его фамилию и инициалы без прибавления указанных эпитетов. (К1)

Шаг 3. Сформулируйте проблему исходного текста и за­пишите первую, вводную часть вашего сочинения.

Речевые клише:

В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (ч е г о?) ставит вопрос (о чём?) ___________

Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему: ____________

В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (ч е г о?) ________________

В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (ч е г о?) ________________

В тексте (к о г о?) в центре внимания находится проблема (ч е г о?) _________________

Помните, что в начале работы желательно указать имя автора и его инициалы, а также не забыть о словах — великий, извест­ный, знаменитый и т.д., подчёркивающих общественные заслуги авто­ра. Если же автор для вас — человек неизвестный, то следует назвать его фамилию и инициалы без прибавления указанных эпитетов. (К1)

Образцы: Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от нацио­нализма? Как происходит обогащение национальной культуры и науки? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Проблема, поставленная автором текста, крупным ученым Д.С.Лихачевым, сводится к разрешению вопроса: есть ли разница между патриотизмом и национализмом? В анализируемом тексте выдающийся российский ученый Д.С.Лихачев рассматривает проблему понимания такого явления, как патриотизм. В предложенном для анализа тексте известный российский филолог и общественный деятель Д.С.Лихачев рассматривает проблему патриотизма как противоположности национализма.

Образцы:

  • Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от нацио­нализма? Как происходит обогащение национальной культуры и науки? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
  • Проблема, поставленная автором текста, крупным ученым Д.С.Лихачевым, сводится к разрешению вопроса: есть ли разница между патриотизмом и национализмом?
  • В анализируемом тексте выдающийся российский ученый Д.С.Лихачев рассматривает проблему понимания такого явления, как патриотизм.
  • В предложенном для анализа тексте известный российский филолог и общественный деятель Д.С.Лихачев рассматривает проблему патриотизма как противоположности национализма.
Шаг 4. Раскройте письменно каждый пункт плана в одном или двух предложениях. заботьтесь о том, чтобы каждая фраза была самостоя­тельной, вашей фразой, а не переписанной из авторского текста-­источника. Например: Фраза из исходного текста: Разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России? Перефразированная мысль: Культурный долг России по отношению к малым народам со­стоит в том, чтобы помочь этим народам сохранить и обогатить их культуру. Используйте следующие  обороты речи: Автор полагает, что____________________________________________ Он убеждён в том, что__________________________________________ В тексте подчёркивается, что____________________________________ Кроме того, автор утверждает, что ___________________________  ' Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что _________________ Запишите полученный комментарий текста. (К2)

Шаг 4. Раскройте письменно каждый пункт плана в одном или двух предложениях. заботьтесь о том, чтобы каждая фраза была самостоя­тельной, вашей фразой, а не переписанной из авторского текста-­источника.

Например:

Фраза из исходного текста:

Разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?

Перефразированная мысль:

Культурный долг России по отношению к малым народам со­стоит в том, чтобы помочь этим народам сохранить и обогатить их культуру.

Используйте следующие  обороты речи:

Автор полагает, что____________________________________________

Он убеждён в том, что__________________________________________

В тексте подчёркивается, что____________________________________

Кроме того, автор утверждает, что ___________________________  '

Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что _________________

Запишите полученный комментарий текста. (К2)

Образец: Автор убежден, что Россия как поистине великая страна призвана помогать другим народам и всячески содействовать развитию их культуры. Говоря о благотворительности по отношению к другим народам, Д.С.Лихачев подчеркивает, что доброта, любовь и самоотверженность возвышают и одухотворяют дающего. Поэтому миссия России по отношению к другим народам – это миссия дружбы и поддержки. Развивая данную мысль, ученый упоминает, что народы, входящие в состав России и бывшего Советского Союза, много сделали для процветания культуры и науки России, но и сама Россия много дала этим народам для их процветания. В заключение автор пишет, что патриотизм как любовь к своей культуре помогает обогащению других культур. Национализм же, отгораживаясь от других культур, губит и свою, и чужую культуру.

Образец:

  • Автор убежден, что Россия как поистине великая страна призвана помогать другим народам и всячески содействовать развитию их культуры.
  • Говоря о благотворительности по отношению к другим народам, Д.С.Лихачев подчеркивает, что доброта, любовь и самоотверженность возвышают и одухотворяют дающего. Поэтому миссия России по отношению к другим народам – это миссия дружбы и поддержки.
  • Развивая данную мысль, ученый упоминает, что народы, входящие в состав России и бывшего Советского Союза, много сделали для процветания культуры и науки России, но и сама Россия много дала этим народам для их процветания.
  • В заключение автор пишет, что патриотизм как любовь к своей культуре помогает обогащению других культур. Национализм же, отгораживаясь от других культур, губит и свою, и чужую культуру.
Шаг 5. Сформулируйте главную мысль текста. Поста­райтесь сделать так, чтобы она являлась ответом на про­блемный вопрос, заявленный вами в первом тезисе вашего со­чинения. Именно в аспекте этой проблемы вы должны сформулировать и позицию автора. (К3) Речевые клише: Главная мысль текста состоит в том, что .. Автор считает, что … Мысль автора состоит в том, что … Идея текста заключается в том, что … Автор утверждает, что … По мысли автора, … Цель авторских рассуждений – показать …

Шаг 5. Сформулируйте главную мысль текста. Поста­райтесь сделать так, чтобы она являлась ответом на про­блемный вопрос, заявленный вами в первом тезисе вашего со­чинения. Именно в аспекте этой проблемы вы должны сформулировать и позицию автора. (К3)

Речевые клише:

Главная мысль текста состоит в том, что ..

Автор считает, что …

Мысль автора состоит в том, что …

Идея текста заключается в том, что …

Автор утверждает, что …

По мысли автора, …

Цель авторских рассуждений – показать …

Образец: 1) Точка зрения Д.С.Лихачева состоит в том, что патриотизм – ценное и важное человеческое чувство, которое противостоит агрессивной непримиримости и вражде. Патриотизм должен быть направлен на сближение народов, а не на разделение их. 2) Мысль автора состоит в том, что патриотизм – это любовь к своему народу, но, поскольку это чувство позитивное, благородное, оно не может рождать ненависти по отношению к другим людям и народам. 3) Идея текста состоит в том, что, если ты любишь свой дом и свою семью, ты будешь с уважением относится и к другим семьям, будешь почитать их традиции и ценности. Именно в этом и состоит патриотизм.

Образец:

1) Точка зрения Д.С.Лихачева состоит в том, что патриотизм – ценное и важное человеческое чувство, которое противостоит агрессивной непримиримости и вражде. Патриотизм должен быть направлен на сближение народов, а не на разделение их.

2) Мысль автора состоит в том, что патриотизм – это любовь к своему народу, но, поскольку это чувство позитивное, благородное, оно не может рождать ненависти по отношению к другим людям и народам.

3) Идея текста состоит в том, что, если ты любишь свой дом и свою семью, ты будешь с уважением относится и к другим семьям, будешь почитать их традиции и ценности. Именно в этом и состоит патриотизм.

Шаг 6. Оформите «переход» от первой части сочине­ния - описания исходного текста - ко второй, аргументи­рующей, части сочинения. Выражение отношения к авторской точке зрения будет являться переходом ко второй части сочинения, в которой вы будете аргументи­ровать свою (уже не авторскую!) позицию по поводу проблемы, содер­жащейся в тексте. Речевые структуры, оформляющие переход: Я полностью согласен с высказанной автором точкой зрения о _____ Нельзя не согласиться с автором, который утверждает __________ Думается, что автор, безусловно, прав, полагая, что ___________ Думается, что автор заблуждается, полагая, что ______________

Шаг 6. Оформите «переход» от первой части сочине­ния - описания исходного текста - ко второй, аргументи­рующей, части сочинения. Выражение отношения к авторской точке зрения будет являться переходом ко второй части сочинения, в которой вы будете аргументи­ровать свою (уже не авторскую!) позицию по поводу проблемы, содер­жащейся в тексте.

Речевые структуры, оформляющие переход:

Я полностью согласен с высказанной автором точкой зрения о _____

Нельзя не согласиться с автором, который утверждает __________

Думается, что автор, безусловно, прав, полагая, что ___________

Думается, что автор заблуждается, полагая, что ______________

Образец: Трудно не согласиться с автором, что патриотизм – это духовное обогащение своей и иной культуры, а национализм, напротив, умерщвление любой культуры. Я согласен с автором в том, что патриотизм противостоит национализму, как добро противостоит злу. Уважая авторский взгляд на патриотизм как на альтруизм, я все-таки полагаю, что забота именно о своем народе и своей культуре – истинное проявление патриотизма, ибо, только любя свой народ и свою культуру, человек способен создать нечто значительное.

Образец:

  • Трудно не согласиться с автором, что патриотизм – это духовное обогащение своей и иной культуры, а национализм, напротив, умерщвление любой культуры.
  • Я согласен с автором в том, что патриотизм противостоит национализму, как добро противостоит злу.
  • Уважая авторский взгляд на патриотизм как на альтруизм, я все-таки полагаю, что забота именно о своем народе и своей культуре – истинное проявление патриотизма, ибо, только любя свой народ и свою культуру, человек способен создать нечто значительное.
Шаг 7. Аргументы. Вам следует обратиться к известным произведениям литературы и случаям из жизни, которые следует описать сжато, ясно и четко. (К4) Помните: 2 аргумента - один из художественной, публицистической или научной литературы, второй – из жизненного опыта – 3 балла ; 1 аргумент из литературы или 2 аргумента, опираясь на жизненный опыт – 2 балла ; 1 аргумент, опираясь на знания и жизненный опыт – 1 балл ; Нет аргументов – 0 баллов .

Шаг 7. Аргументы. Вам следует обратиться к известным произведениям литературы и случаям из жизни, которые следует описать сжато, ясно и четко. (К4)

Помните:

2 аргумента - один из художественной, публицистической или научной литературы, второй – из жизненного опыта – 3 балла ;

1 аргумент из литературы или 2 аргумента, опираясь на жизненный опыт – 2 балла ;

1 аргумент, опираясь на знания и жизненный опыт – 1 балл ;

Нет аргументов – 0 баллов .

Шаг 8. Напишите небольшое заключение. Оно должно состоять из одного или двух предложений – не более. Варианты: Итак, любя свое отечество, будучи патриотом, человек обладает чувством собственного достоинства, которое проявляется в стремлении делать добро как своим, так и «чужим» - обогащать и обогащаться. В заключение приведем слова одной грузинской песни: «То, что ненависть разрушит, то любовь восстановит». Именно любовь можно считать проявлением истинного патриотизма. Таким образом, любя свой народ и свою культуру, следует помнить, что мир взаимосвязан и взаимозависим. Значит, нужно учиться любить и понимать как «свое», так и «чужое».

Шаг 8. Напишите небольшое заключение. Оно должно состоять из одного или двух предложений – не более.

Варианты:

  • Итак, любя свое отечество, будучи патриотом, человек обладает чувством собственного достоинства, которое проявляется в стремлении делать добро как своим, так и «чужим» - обогащать и обогащаться.
  • В заключение приведем слова одной грузинской песни: «То, что ненависть разрушит, то любовь восстановит». Именно любовь можно считать проявлением истинного патриотизма.
  • Таким образом, любя свой народ и свою культуру, следует помнить, что мир взаимосвязан и взаимозависим. Значит, нужно учиться любить и понимать как «свое», так и «чужое».
Шаг 9.Проверьте еще раз композицию своего сочинения. Помните о членении текста на абзацы. Каждая часть сочинения должна начинаться с красной строки. Формулирование проблемы исходного текста. Комментирование проблемы с опорой на текст. Формулировка позиции автора текста. Присоединение к позиции автора, включение в текст точки зрения пишущего. Аргумент первый в «защиту» высказанной позиции. Аргумент второй. Заключение, подтверждающее развиваемую в вашем тексте мысль.

Шаг 9.Проверьте еще раз композицию своего сочинения. Помните о членении текста на абзацы. Каждая часть сочинения должна начинаться с красной строки.

  • Формулирование проблемы исходного текста.
  • Комментирование проблемы с опорой на текст.
  • Формулировка позиции автора текста.
  • Присоединение к позиции автора, включение в текст точки зрения пишущего.
  • Аргумент первый в «защиту» высказанной позиции.
  • Аргумент второй.
  • Заключение, подтверждающее развиваемую в вашем тексте мысль.
Интернет-ресурсы: Фон для рамки http://it.wallpaperswiki.org/wallpapers/2012/11/Sfondo-blu-sfondo-divorzio-farfalle-fiori-luci-485x728.jpg  Автор шаблона - Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области http:// tvorcheskieidei.ucoz.ru/publ/ehkzameny/uchimsja_pisat_chast_s/3-1-0-121 О.М.Мамай. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2. Издательство «Экзамен».М. 2015.

Интернет-ресурсы:

Фон для рамки http://it.wallpaperswiki.org/wallpapers/2012/11/Sfondo-blu-sfondo-divorzio-farfalle-fiori-luci-485x728.jpg

Автор шаблона - Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

http:// tvorcheskieidei.ucoz.ru/publ/ehkzameny/uchimsja_pisat_chast_s/3-1-0-121

О.М.Мамай. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2. Издательство «Экзамен».М. 2015.