СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Виды устного народного творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Виды устного народного творчества"»

Устное народное творчество Выполнила:​ Студентка 13ПНКд12ш-22​ Коновалова Юлия ​ Москва, 2024

Устное народное творчество

Выполнила:​

Студентка 13ПНКд12ш-22​

Коновалова Юлия

Москва, 2024

Устное народное творчество (УНТ) –   это художественные произведения, созданные народом. Они передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида.   Прибаутка Колыбельная песня Считалка Пословица и поговорка УНТ Скороговорка Загадка Потешка Сказка Пестушка

Устное народное творчество (УНТ) – это художественные произведения, созданные народом. Они передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида.

Прибаутка

Колыбельная песня

Считалка

Пословица и

поговорка

УНТ

Скороговорка

Загадка

Потешка

Сказка

Пестушка

Прибаутка –   это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.   Коровушка-буренушка, Встает она до солнышка, Травку в полюшке жует, Молочко домой несет! Девочкам и мальчикам - Всем нальет в стаканчики:

Прибаутка – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Считалка   Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Ехала белка на тележке, Продавала всем орешки, Кому два, кому три, Выходи из круга ты.

Считалка Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

Скороговорка   Учит четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова. Неизвестно, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми..   Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Скороговорка Учит четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова. Неизвестно, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми..

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Потешка   В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.   Водичка-водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок

Потешка В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Пестушка –   небольшие песенки к первым играм ребенка с руками и ногами, сопровождающие первые детские сознательные движения. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Сорока, сорока, Кашу варила, гостей манила, На порог скакала, гостей созывала. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала, А этому не досталось. Якимка, Якимка, сходи за мякинкой, Дам тебе я кашки На красной ложке, На пешным (печном) окошке. Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!

Пестушка – небольшие песенки к первым играм ребенка с руками и ногами, сопровождающие первые детские сознательные движения. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Сорока, сорока,

Кашу варила, гостей манила,

На порог скакала, гостей созывала.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала,

А этому не досталось.

Якимка, Якимка, сходи за мякинкой,

Дам тебе я кашки

На красной ложке,

На пешным (печном) окошке.

Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!

Сказка –   это особая фольклорная форма, основанная на соединении реального и фантастического. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.  В каждой сказке содержится мораль. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений.

Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на соединении реального и фантастического. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. В каждой сказке содержится мораль. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений.

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: – Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха. – Заходи, служивый. – А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. – Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего. – Ну, нет так нет,– солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. – Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора. Хозяйка руками всплеснула: – Как так из топора кашу сварить? – А вот как, дай-ка котёл. Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. – Ну, как? – спрашивает старуха. – Скоро будет готова, – солдат отвечает, – жаль вот только, что посолить нечем. – Соль-то у меня есть, посоли. Солдат посолил, снова попробовал.

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

– Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

– Заходи, служивый.

– А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

– Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

– Ну, нет так нет,– солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

– Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:

– Как так из топора кашу сварить?

– А вот как, дай-ка котёл.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

– Ну, как? – спрашивает старуха.

– Скоро будет готова, – солдат отвечает, – жаль вот только, что посолить нечем.

– Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

– Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы. – Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может. – Ох, и каша хороша! – облизнулся солдат.– Как бы сюда да чуток масла – было бы и вовсе объедение. Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу. – Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть! – Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха. Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает: – Служивый! Когда ж топор будем есть? – Да, вишь, он не уварился,– отвечал солдат,– где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

– Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

– Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

– Ох, и каша хороша! – облизнулся солдат.– Как бы сюда да чуток масла – было бы и вовсе объедение.

Нашлось у старухи и масло.

Сдобрили кашу.

– Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

– Служивый! Когда ж топор будем есть?

– Да, вишь, он не уварился,– отвечал солдат,– где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Загадка –   просто и красочно повествуют о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Полосатый и красивый, Но не зебра, не енот. Он съедобный, позитивный, Сок и семена дает!

Загадка – просто и красочно повествуют о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.

Полосатый и красивый,

Но не зебра, не енот.

Он съедобный, позитивный,

Сок и семена дает!

Пословица и поговорка –   Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Век живи — век учись В гостях хорошо, а дома лучше

Пословица и поговорка – Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

Век живи — век учись

В гостях хорошо, а дома лучше

Колыбельная песня –   успокаивает, настраивает ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку. Баю — баюшки — баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И ухватит за бочок. Он утащит во лесок, Под малиновый кусток. А малинка упадет, Прямо Катеньке в рот.

Колыбельная песня – успокаивает, настраивает ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Баю — баюшки — баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он утащит во лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадет,

Прямо Катеньке в рот.