Быт на рубежах xiv-xv века на руси
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИЦЫ 10Б КЛАССА
ЦЯБУК ДАРЬЯ
ДОЛБИЛОВА АЛИНА
БАЙДИЛДА НАЗЕРКЕ
РУЗИЕВА КАРИНА
?
КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ИЗБЫ ЛЮДЕЙ
Изба русского человека добатыевой поры - деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых - из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).
ИЗБЫ БЕДНЫХ ЛЮДЕЙ
Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному.
“ Срубная” изба
Деревянная “срубная” изба, стоявшая на земле, имела нередко подклеть — нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху — в горнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями— летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а “красные” окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев — обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатом доме имелся третий ярус — терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени.
Одежда простолюдинов
Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами: это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду - медвежью ( считалась "простонародной") шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь.
?
А что носили богатые люди
Больше до нас дошло сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в завещаниях. Одежды длинные, до пят, по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными камнями. У мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка. У женщин - шуба, опашень, петник, кортель, телогрея. Украшались широкими обложными воротниками (ожерелья),соболями, драгоценными камнями, жемчугом. И женщины и мужчины носили украшения - перстни, мониста, цепи, пояса, серьги, венцы с “рясами” из жемчуга и др.
Украшения xiv-xv века
Мужчины и женщины носили украшения- перстни и мониста.
Монисто — традиционное женское нашейное украшение из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее, которое указывало на социальный статус его носительницы.
Мода на руси
Даже некоторые монахи были склонны к роскоши: носили «немецкое платие», «с пухом шубы», что очень не нравилось священникам. Под одежду они клали деревяшки, чтобы казаться выше.
Женщины же без меры белили и красили лицо, «чернят глаза», вытягивали свои брови и приклеивали другие. С помощью волос делали форму лица круглой, что было тогда в моде.
Посуду делали из дерева и глины. Железная посуда была лишь у князей, бояр и других богатых людей.
Пища xv века
(зож)
Еду составляли прежде всего из пшеничных культур. Из овощей часто употребляли капусту, морковь , репу, свеклу , огурцы , лук и тыквы. Из мяса реже всего употребляли птицу.
Так же изготавливали мед, пиво и квас.
У богатых людей были свои повара, которые очень ценились. Устраивались пиры по церковным праздникам, в связи с древними обрядами.
Складчина-мирской пир, для которого заранее варили мёд, пиво и всякую снедь.
Подобные «бесовские игрища» нередко осуждались священниками в их проповедях и поучениях».
Народные праздники
Народные праздники, носившие нередко языческий характер, имели место и в эти столетия, и до них, и после них; подобные бурные «игрища» были устойчивым явлением, сохранили дохристианские черты и дожили до XX века.
Место женщин в обществе
В семье и общественных делах женщины пользовались уважением. Они владеют имуществом, выступают в защиту своих интересов на судебном заседании,участвуют вместе с мужчинами в праздненствах. Дети должны,как говорят княжеские завещания, почитать мать, как отца После кончины мужа вдове не обязательно постригаться в монахини, что в более поздние времена становится правилом.
Княгини принимали послов, беседовали с ними, улаживали споры между князьями. Женщины из простонародья участвовали в полевых работах и местных торговых делах.
Спасибо за внимание!!!;))