Педагогический проект «Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения»
Автор: Яковлева Надежда Михайловна
Мастер производственного обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ», ТОГОУ СПО «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ им. И.Т. Карасева»
Актуальность проекта:
Формирование профессионального творческого мышления студентов остается одной из важнейших проблем профессионального образования. Именно профессиональные колледжи призваны в максимальной степени создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, чем и определен выбор темы данного педагогического проекта. Значительное увеличение числа проводимых мероприятий с целью популиризации профессии и профессионального творчества должно обеспечить максимальный охват обучающихся этими мероприятиями, что приведет к развитию познавательного интереса студентов и будет способствовать развитию профессиональных и творческих способностей
Цель проекта:
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения
Задачи проекта:
- Определить условия, влияющие на развитие творческих способностей обучающихся;
- Повысить качество профессиональной подготовки, престиж профессии;
- Выявить уровень произошедших изменений в развитии творческого потенциала студентов за три года
Гипотеза:
Если мастер производственного обучения в своей профессиональной деятельности будет активно применять разнообразные методы, методические приемы, средства и формы учебно-воспитательной работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся, то уровень творческого мышления, познавательной активности обучающихся в целом возрастет
Ожидаемые результаты:
- Определяющими условиями, влияющими на развитие творческих способностей обучающихся, являются гуманизация учебно-воспитательного процесса, реализация дифференцированного подхода в процессе производственного обучения;
- Качество профессиональной подготовки формируется на уроках профессионального мастерства, в работе кружков профессионального творчества, во время проведения профессиональных декад
Реализация проекта:
Анкета для входного контроля обучающихся по профессии
«Мастер отделочных строительных работ»
№ п\п
вопрос
1
2
Как вы выбрали свою профессию:
-по совету родителей (родственников)
Ответ
- по совету друзей
- самостоятельно
Занимались ли профессиональным творчеством и где:
5
4
11
3
- в школе
- в доме творчества
7
2
4
2
Каким видом профессионального творчества занимался:
-в школе
-в кружках проф. творчества
-дома
4
-самостоятельно
-не занимался
Кем работают твои родители?
Рисунок, лепка
Макраме, резьба по дереву, батик
Выжигание, роспись, вышивание, вязание
Экскурсия на строительный объект
Для развития творческих способностей необходимо:
- совершенствование содержания учебного процесса;
- внедрение эффективных форм и методов обучения;
- широкое применение в учебном процессе современных средств обучения, в частности, учебных пособий
Развивая творческие способности обучающихся, следует ориентироваться на развитие следующих параметров:
- Быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
- Восприимчивость к проблеме, ее оригинальное решение;
- Оригинальность мысли, возможность получения ответов, идущих дальше привычных;
- Способность найти новые технологические приемы и способы их реализации;
- Овладение художественным и эстетическим вкусом
Развитие творчества невозможно при традиционном обучении, ориентированном только на репродуктивное усвоение знаний обучающихся. Только разнообразие форм и методов учебно-воспитательной работы создают условия для развития творческих способностей
Урок- соревнование
Тема:
«Фактурная обработка поверхности фасада «под шубу» набрызгом с веника »
Конкурс профессионального мастерства - это урок подведения итогов. В конце каждого года проводятся конкурсы профессионального мастерства между группами
Задание состоит из двух частей: теории и практики. Конкурс оценивается по бальной системе и по времени. Такие мероприятия дают положительный заряд студентам и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес к профессии
Конкурс профессионального мастерства по профессии «штукатур»
Конкурс профессионального мастерства по профессии «Маляр строительный»
Работа кружка профессионального творчества
Активное включение студентов в процесс изготовления учебно-наглядных пособий для уроков производственного обучения (плакаты, муляжи, макеты, стенды и др.) повышают их профессиональный уровень, учит работать творчески и самостоятельно. Развивает такие черты личности, как уважительное отношение к труду, добросовестность, инициативность
Изменение качественной успеваемости по профессиональной подготовке за три года
Год
Общее кол-во об-ся
Занимаются проф. творчеством
2008
Успеваемость,%
15
2009
Кач-во успев, %
2010
15
8
100
Из них
15
9
68
12
Не заним. проф. Творч.
100
46
100
Заним. проф. творчеством
71
80
54
40
23
60
77
Изменение качественной успеваемости по профессиональной подготовке за три года.
Результаты реализации проекта:
Оценка результативности осуществлялась по уровню качества знаний, уровню значимости и ценности осваиваемой профессии «Мастер отделочных строительных работ» и по уровню понимания необходимости дальнейшего повышения профессиональной квалификации и повышение образовательного уровня в целом. Уровень качества знаний возрос с 54% на первом курсе до 77% на третьем курсе. Существенно возросло понимание значимости и ценности осваиваемой профессии и дальнейшего повышения профессиональной квалификации и образовательного уровня в целом
«Надо любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый , возвышается до творчества!»
М. Горький