Образование и культура XVII века
Цель урока :
Выделить особенности развития отечественной культуры
в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом
План урока:
- Образование.
- Выпуск печатных книг.
- Научные знания.
- Русские первопроходцы.
- Литература.
- Архитектура.
Как вы думаете, какое влияние оказали на отечественную культуру изменения, произошедшие в государстве в XVII в.?
Началось постепенное разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения - «обмирщение» культуры.
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение ,
выражавшееся
- в распространении светских научных знаний,
- отходе от религиозных канонов.
- Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.
12:48:06 AM
1. Образование.
Рост грамотности
среди дворян и посадских людей
Расширение числа учебных заведений
Домашнее
обучение
Основные черты:
- 40-е годы - школа в московском
Андреевском монастыре (Ф. М. Ртищев).
- 1665 г . - школа для обучения подьячих,
- 1680 г . - школа при Печатном дворе.
- 1687 г . - Славяно-греко-латинская академия. Основатели - греки братья Лихуды
- В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий (писатель, ученый, переводчик).
12:48:06 AM
Симеон Полоцкий
Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680)
Стихотворение в виде сердца по случаю рождения царевича Фёдора
2.Выпуск печатных книг.
- с 1621 г. для царя стали изготавливать рукописную газету «Куранты», состоящую в основном из переводных иностранных известий.
- печатная продукция московского Печатного двора
- ( 300 тыс. букварей, 150 тыс. церк. Учебных книг.)
- 1672 г. - первая книжная лавка ( Москва)
- издание массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике.
12:48:06 AM
3. Развитие науки
Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды.
С освоением Сибири появились рукописные карты.
В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис».
Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей . 1615 г .
была изготовлена 1-я нарезная пушка .
Карта Сибири.
17 век.
Научные знания.
Работа с текстом учебника.
- Задание: прочитать пункт 3 (с.76-78) и заполнить таблицу.
Научные знания Открытия
География
История
Металлообработка
Астрономия
12:48:06 AM
4. Русские первопроходцы.
1648 г. –
Семен Иванович Дежнев
1643-1646 гг.
Василий Данилович Поярков
1641-1642 гг.
Михаил Васильевич Стадухин
1649-1653 гг.- Ерофей Павлович Хабаров
12:48:06 AM
В 17 в. появляются новые жанры в русской литературе - сатирические сказки, жизнеописания,
стихи.
Переводится иностранная литература .
Книга 17 века.
Литература
повести
летописи
Автобиографическая
сказания
Биографическая
публицистика
Сатирическая
стихосложение
Симеон Полоцкий
1629-1680
Литература
Биографическая повесть
Сатирическая повесть
Публицистика
«Повесть об Улиане Осоргиной»
«Словеса дней»
«О Шемякином суде»
И.Хворостинина
«Описание Московского государства»
Г.Котошихина
Автобиографическая повесть
«Повесть о Фоме и Ереме»
«Политика»
«Житие» протопопа Аввакума
«Повесть о Ерше Ершовиче»
Ю.Крижанича
В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего
- в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости,
- в стремлении к внешней живописности и нарядности.
Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры
В XVII веке мир начинает восприниматься как вертикальный: некоторые вещи оказываются недостижимыми, а хочется подняться выше
- Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д.,
- уносящих туда, где над нами только Господь.
Архитектура светская, гражданская, выходит в конце XVII в. на первое место.
Правда, каменные палаты строят для себя преимущественно представители высшей знати.
Эти дворцы нового типа представляют собой единичные явления.
В них находят выражение новые формы быта и новые художественные вкусы.
- Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с конца XVII в. сказалось в московском зодчестве. Появились новые сооружения гражданского предназначения.
- Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского приказа на Красной площади.
В конце XVII в.
возникает новый стиль
нарышкинское
(московское) барокко
Нарядность,
элегантность,
строгая симметричность
Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)
В своей—
архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке
« Восьмерик на четверике » — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной,
так и деревянной.
При этом нижняя часть представляет собой кубический объём
(в деревянном зодчестве — сруб ),
а верхняя — поставленный
на него восьмигранник
(сруб «со скошенными углами»).
Выше может быть расположен
ещё один или два восьмерика,
с завершением в виде
шатра или купола .
В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках
(в эпоху барокко ).
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине , Москва
Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля
В плане это
восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках.
- Четверик — символ власти,
- восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок.
- На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами . Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания,
- вверху становится более легким.
- Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх.
Церковь Троицы в Хохлах,
в Москве 1696 г
Предпосылки к возникновению
- Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины,
что играло важную роль в характере возводимых построек.
- Был возведён ряд светски нарядных церквей ,
Это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов , выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов
Строители «нарышкинских» храмов пытались соединить черты запрещенного Никоном шатрового типа с более вместительным традиционным пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные.
В убранстве находят широкое применение элементы ордера; окна украшены наличниками; стены обрамляются колонками и карнизами.
До середины XVII в.
в церковном зодчестве –
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил строительство
шатровых храм ов
Церковь Троицы Живоначальной
в Троицком-Голенищеве
(1644-1645 )
Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания
Главный критерий в том,
что стиль в своем развитии
проходит несколько этапов:
- зарождение,
- развитие,
- расцвет и упадок.
Так, существуют
- ранние памятники нарышкинского стиля
Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля:
- постановка глав по странам света,
- поэтажное деление фасада,
- ордерные элементы в декоре,
Большой собор Донского монастыря
Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля .
Черты нарышкинского стиля
Для нарышкинского барокко характерны:
- центричность,
- ярусность,
- симметрия, равновесие масс, известные по отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями.
- нарышкинские памятники обычно красные с белым декором, но мы не можем с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви
Воскресения в Кадашах оказался желто -голубым.
- Типичные его постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.
Подклет- нижний, нежилой этаж каменного или деревянного дома
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.
Церковь венчают три ряда перспективных кокошников и декоративное пятиглавие, они придают внешнему облику храма особую праздничную торжественность .
Кокошники обычно располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.
Закомара
(от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, соответствующее кривизне закрываемого свода
В архитектуре русских церквей
XVI-XVII веков украшение в виде множества полукруглых, килевидных ложных закомар , часто расположенных ярусами, называется КОКОШНИКОМ .
Нарышкинскому стилю характерно использование
- ордерных элементов,
- типичной для архитектуры того времени двуцветности,
- полихромных изразцов
- позолоченной резьбы в интерьерах
- традиций русского узорочья и травного орнамента.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы Строгановская церковь в Нижнем Новгороде
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах Московской обл. Одинцовский р-н
В XVII в. обрели завершенный облик многие монастырские архитектурные ансамбли:
- Новодевичий и Донской в Москве ,Спасо-Евфимиев и Покровский в Суздале , Алексеевский с прекрасной Успенской «дивной» церковью в Угличе , знаменитый Новоиерусалимский монастырь , сооружать который начали при патриархе Никоне в 1656 г .
- Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране.
- Выдающиеся произведения зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства в это время создаются в Рязани, Калуге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Костроме, Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Угличе, Вологде, Устюге, Сольвычегодске, Архангельске.
- Демонстративно отошли от канонов древнерусского зодчества строители церкви Знамения в Дубровицах (в вотчине воспитателя Петра I Б.А. Голицына). Ее пышное резное убранство включало запрещенные ранее круглые скульптуры, а двухъярусный восьмерик завершался не церковной главой, а ажурной вызолоченной короной! Дубровицая церковь — пример ярко выраженного барочного мышления, противопоставленного вековым традициям древнерусской ар.хитектуры.
церковь З намения в Дубровицах
Значение для русской архитектуры
- Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы,
- но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга .
- Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем , елизаветинском периоде :
- в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени,
Нарышкинский стиль -
это один из самых самобытных стилей в русской архитектуре.
Он вобрал в себя все лучшее из русской и западной архитектуры:
- четкую композицию,
- симметрию,
- красивый и оригинальный декор —
- и при этом не перестал быть функциональным .
Дворец царя в с.Коломенском -
«восьмое чудо света»
(1667-1668)
Церковь Вознесения в с.Коломенском
(1532)
Архитектура
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря
Иосифо-Волоколамский монастырь
Преображенский храм
на о.Кижи
Теремной дворец
Московского Кремля
Домашнее задание
§ 10 учить, см. вопросы и задания на с. 84.
Дополнительное задание:
- подготовить кроссворд из 10 слов
Сферы культурной жизни
Новые элементы в культуре
2)Архитектура.
3)Живопись.
4) Театр.
Ответить на вопросы с помощью подсказки (матрицы)
Вопросы:
- Воспитатель детей Алексея Михайловича
- Русский посол, составивший описание Китая
- Первопроходец открывший пролив между Азией и Америкой
- Дворец, украшенный в виде стиля «дивного узорочья»
- Художник-иконописец XVII века.
П
У
О
Ш
Л
Т
А
Е
С
О
К
Ц
Д
П
Р
К
Й
О
Е
Е
А
И
Ж
М
Ф
В
В
Н
Н
А
Е
О
Р
Й
И
Й
Ответы: