Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку
Задание 3. Теория и практика.
Задание ОГЭ по русскому языку. Синтаксический анализ (характеристика предложения)
1 Формулировка задания 3 ОГЭ по русскому языку
2 Предложение
3 Главные и второстепенные члены предложения
4 Односоставные и двусоставные предложения
5 Осложнение простого предложения
6 Классификация сложных предложений
7 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
8 Способы передачи чужой речи
Формулировка задания ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 2,3. (1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Во второй части предложения 1 использовано составное глагольное сказуемое. 2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным согласованным приложением. 3) Предложение 3 простое двусоставное. 4) В предложении 4 содержится три грамматические основы. 5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между частями.
Формулировка задания ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 2,3. (1)Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 1) Во второй части предложения 1 использовано составное глагольное сказуемое. 2) Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным согласованным приложением. 3) Предложение 3 простое двусоставное. 4) В предложении 4 содержится три грамматические основы. 5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между частями. 234
Задание 3 ОГЭ. Теория.
- Член предложения – это минимальная синтаксическая величина, предел членения простого предложения: «Члены предложения - структурно-семантические компоненты, связанные друг с другом синтаксическими отношениями.
- Синтаксическая роль – это место члена предложения, определяемое структурой мысли и валентностными свойствами входящих в предложение слов» (по Бабайцевой).
- !!! Не все слова в предложении являются членами предложения.
- Например, не являются членами предложения предлоги и союзы.
Задание 3 ОГЭ. Теория.
Главные члены предложения (грамматическая основа)
Второстепенные члены предложения
Подлежащее – о чем говорится в предложении, носитель признака. Сказуемое – что говорится о подлежащем, его признак. см. более подробно в задании 2 .
Определение (отвечает на вопрос «какой?», обозначает признак) Дополнение (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. ) Обстоятельство (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.) Второстепенные члены предложения могут быть обособленными /необособленными, распространенными / нераспространенными. Обособленные – значит выделенные запятыми/запятой. Распространенные – имеющие при себе зависимые слова.
Односоставные и двусоставные предложения
ОДНОСОСТАВНОЕ
ДВУСОСТАВНОЕ
Это предложение, в котором грамматическая основа представлена только подлежащим, или только сказуемым.
Холодно. Едут! Тишина. Подвиньтесь!
Это предложение, в котором грамматическая основа представлена и подлежащим, и сказуемым. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит (П.).
ВИДЫ ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРИМЕРЫ
Определенно-личные (предложения, в которых главный член (сказуемое) выражен формой глагола 1 , 2 лица единственного или множественного числа и указывает на определенного деятеля или носителя признака, но не называет его. (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ)
Неопределенно-личные (предложения, главный член (сказуемое) которых выражен формами 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени), а также формами прошедшего времени множественного числа (в том числе в сослагательном наклонении) и в которых деятель не обозначен и представлен как неопределенный. Вместо подлежащего можно поставить местоимение ОНИ.
Барин, не прикажешь ли воротиться? (А. Пушкин); Сегодня с утра иду в лес лечиться морозным воздухом (М. Пришвин); Чему смеетесь? Над собой смеетесь! (Н. Гоголь); Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал (Е. Баратынский).
Обобщенно-личные (предложения, в которых действие приписывается обобщенному деятелю (оно относится к любому лицу). Чаще всего к обобщенно-личным предложениям относят пословицы и поговорки.
Я довольно гадко солгал, и меня вывели на свежую воду, уличили, пристыдили (И. Тургенев); Впереди опять останавливаются (А. Куприн);
Ведь коли любишь, то обязательно надеешься. Околицей прямо не ездят. От худого семени не жди хорошего племени.
Виды односоставных предложений
Безличные (предложения с главным членом сказуемым, форма которого не указывает на действующее лицо и называет процесс или состояние. В таком предложении нет подлежащего, нельзя подставить вместо него местоимение, действие совершается само по себе или неизвестным лицом.
- явления природы. Вечереет. Смеркается.
- состояние человека . Мне грустно. Мне тошно.
- отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило. На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
- инфинитивное. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
- краткое страдательное причастие. Об этом много сказано.
Как душно! Как тяжело!; Из ржи, словно из печи, тоже теплом обдает (Н. Некрасов); Не надо заводить архива, над рукописями трястись (Б. Пастернак); И тоскуется, и плачется на есенинский мотив (В. Федоров)
Назывные (предложения с главным членом подлежащим, которые утверждают наличие или существование предмета или явления)
Лето бы! Лишь бы не болезнь! Хоть бы дождь! Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны... Вот и озеро. Какой день! Что за чудо! Ну и дождь!
Осложнённые простые предложения
ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ПРИМЕРЫ
обособленные второстепенные члены предложения: определения (приложения), обстоятельства, дополнения
Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от пополнения к пополнению. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. Мы, снайперы, привыкли быть незаметными и ждать столько, сколько придется. Изучая старое, изучаешь новое. Несмотря на обещанный синоптиками ливень, участников велопарада оказалось на две тысячи больше, чем в прошлом году.
однородные члены предложения
Бойко, ходко, моментально, с прибауткой, со смешком бьет кузнец по наковальне чудодейным молоткам.
вводные слова, словосочетания, предложения и вставные конструкции
Да, конечно, счастье необходимо, но какое? Вашей сестре (или сестрам, если они обе в Москве) привет и пожелание счастья.
обращения
Взыграйте, ветры, взройте воды!
уточняющие, пояснительные конструкции
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Мы, то есть студенты, скоро будем сдавать сессию.
сравнительные обороты
Сирень, как невеста, стояла вся в белом.
Классификация сложных предложений
ССП
СПП
Сложносочинёнными (ССП) называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т.е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
БСП
Сложноподчиненные предложения (СПП) — это сложные предложения, части которых соединяются подчинительными союзами или союзными словами, одна часть таких предложений зависит от другой. В СПП есть главное и придаточное предложение. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, а в придаточном предложении должен содержаться подчинительный союз или союзное слово. Придаточная часть может занимать разные позиции:
- Перед главной
- После главной части
- Внутри главной части , разрывая ее.
В бессоюзном сложном предложении (БСП) две и более грамматические основы не связаны между собой формально (то есть при помощи союзов, союзных слов).
Средства связи в сложных предлож е ниях
ССП
СПП
БСП
И, да=и, не только...., но и, не столько...., сколько, так...., как и , также, тоже, притом, причем, или, либо, же, то...то, не то...не то, но, однако, зато, а, да=но, а именно, то есть и др.
как, чтобы, что, будто, когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока, ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы, если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз, хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что, как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно, так что
Знаки препинания между частями БСП расставляются в зависимости от того, какими отношениями связаны предложения:
- перечисление одновременных или последовательных событий; (запятая)
- причина;(двоеточие)
- пояснение;(двоеточие)
- дополнение;(двоеточие)
- противопоставление (тире)
- время (тире)
- условие в первой части БСП (тире)
- следствие (тире)
- цель (тире)
- уступка (тире)
- сравнение и др.(тире)
Практика. Метод дятла.
Задание 3.1
ВАРИАНТ 1. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный ветер и ясное небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое, двусоставное.
2. В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4. Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.
Задание 3.1
ВАРИАНТ 1. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный ветер и ясное небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое, двусоставное.
2. В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4. Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами. 125
5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.
Задание 3.2
ВАРИАНТ 2. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено обособленным приложением.
2. В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
3. Предложение 3 сложносочинённое.
4. Предложение 4 осложнено однородными членами предложения, которые следуют после обобщающего слова.
5. Предложение 5 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью.
Задание 3.2
ВАРИАНТ 2. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено обособленным приложением.
2. В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
3. Предложение 3 сложносочинённое.
4. Предложение 4 осложнено однородными членами предложения, которые следуют после обобщающего слова. 345
5. Предложение 5 сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью.
Задание 3.3
ВАРИАНТ 3. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Задание 3 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложноподчинённое.
2. Предложение 2 простое двусоставное.
3. Предложение 3 содержит неполные предложения.
4. В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
5. Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
Задание 3.3
ВАРИАНТ 3. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Задание 3 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложноподчинённое.
2. Предложение 2 простое двусоставное.
3. Предложение 3 содержит неполные предложения.
4. В предложении 4 содержится составное именное сказуемое. 135
5. Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
Задание 3.4
ВАРИАНТ 4. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2. Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
3. Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4. Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
5. Предложение 5 двусоставное.
Задание 3.4
ВАРИАНТ 4. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2. Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
3. Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4. Предложение 4 содержит вставную конструкцию. 124
5. Предложение 5 двусоставное.
Задание 3.5
ВАРИАНТ 5. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено вводным словом.
2. Предложение 2 простое, распространённое.
3. В сложном предложении 3 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
4. Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы.
5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным уступительным.
Задание 3.5
ВАРИАНТ 5. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт своё начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено вводным словом.
2. Предложение 2 простое, распространённое.
3. В сложном предложении 3 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
4. Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы. 124
5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным уступительным.
Задание 3.6
ВАРИАНТ 6. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3. В последней части сложного предложения 3 содержится составное именное сказуемое.
4. Предложение 4 простое.
5. Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.
Задание 3.6
ВАРИАНТ 6. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3. В последней части сложного предложения 3 содержится составное именное сказуемое.
4. Предложение 4 простое. 145
5. Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.
Задание 3.7
ВАРИАНТ 7. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2. В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.
3. Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4. Предложение 4 сложносочинённое.
5. Предложение 5 односоставное безличное.
Задание 3.7
ВАРИАНТ 7. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2. В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.
3. Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4. Предложение 4 сложносочинённое. 13
5. Предложение 5 односоставное безличное.
Задание 3.8
ВАРИАНТ 8. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложное бессоюзное.
2. Предложение 2 односоставное.
3. Первая часть сложного предложения 3 осложнена вводным словом.
4. В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5. Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
Задание 3.8
ВАРИАНТ 8. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в языке.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложное бессоюзное.
2. Предложение 2 односоставное.
3. Первая часть сложного предложения 3 осложнена вводным словом.
4. В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы. 35
5. Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
Задание 3.9
ВАРИАНТ 9. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – это первооткрыватель, своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим современникам. (4)Это нам демонстрирует лишь одну из задач путешественника. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
2. Предложение 2 простое, односоставное.
3. Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
4. Предложение 4 простое.
5. Предложение 5 сложное бессоюзное.
Задание 3.9
ВАРИАНТ 9. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – это первооткрыватель, своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим современникам. (4)Это нам демонстрирует лишь одну из задач путешественника. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
2. Предложение 2 простое, односоставное.
3. Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
4. Предложение 4 простое. 345
5. Предложение 5 сложное бессоюзное.
Задание 3.10
ВАРИАНТ 10. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.
2. Предложение 2 сложное бессоюзное.
3. В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4. Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным причины.
5. В сложном предложении 5 первая часть содержит составное глагольное сказуемое.
Задание 3.10
ВАРИАНТ 10. Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.
2. Предложение 2 сложное бессоюзное.
3. В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4. Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным причины. 125
5. В сложном предложении 5 первая часть содержит составное глагольное сказуемое.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.