Причастный оборот.
Цели
Д ать понятие о причастном обороте
и его месте по отношению к определяемому слову.
1
Познакомить с графическим обозначением
причастного оборота в предложении.
2
3
Формировать практические навыки и умения
устанавливать границы причастного оборота.
Развивать мотивы и интересы познавательной
деятельности.
4
Восполните недостающее в определении причастия:
Причастие — это …, которая обозначает …. и отвечает
на вопросы.. .
Причастие имеет признаки … и …
Причастие бывает … и … вида, … и … времени
Причастие изменяется по …, … и …
Определите окончания причастий.
Отражающ... света; дом, окружённ... тьмой; искрящ...ся снег, ведущ... в парк тропинка, ночующ... в степи, зеленеющ... поля.
В каждом словосочетании выделите главное слово.
Что называется главным словом? Какое слово называется зависимым?
Запишите словосочетания в два столбика: в первый - причастие + зависимое слово, во второй — главное слово + причастие. Увядающая природа, гонимые ветром, заснувший котенок, шорох опавших листьев, растрёпанные волосы, блестящая на солнце, тоскующий по лету, сверкающий на солце снежок. Найдите словосочетание, которое нельзя внести ни в первый, ни во второй столбик. Почему? Можно ли назвать причастие с зависимым словом в данном словосочетании смысловым отрезком?
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения — определением. Сформулируйте тему нашего урока. Каковы цели урока?
Работа с материалом для самостоятельных наблюдений в учебнике (§ 14 стр. 38)
Какой вывод по итогам своих наблюдений вы можете сделать?
Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота.
Запишите предложения, найдите причастные обороты, выделите их графически. Море гудело грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены (И. Бунин). Где они стоят по отношению к определяемому слову? Какой частью речи является определяемое слово? Сформулируйте правило выделения причастного оборота запятыми, если он стоит перед определяемым словом.
Работа с учебником Выполнение упр. 86 Самостоятельная работа Тестовое задание В каком варианте все конструкции являются причастными оборотами с определяемым словом? а) человек, обладающий тактом; спящий̆ на диване малыш; крестьянин, колющий дрова; заметённый колючим снегом б) дремлющий на ветке воробей; охватившая людей лень; кошка, задремавшая на печи; в дремучем лесу обитающие животные в) выбеленноӗ прачкой бельё; дикий виноград, вьющийся по беседке; бордовый̆ вьющийся плющ; беречь высаженные розы.
Домашнее задание 1.§14 (выучить правила). На выбор: 2. Упр. 88 3. Выписать из любых источников (газеты, журналы, художественная литература) два предложения с одиночным причастием, два предложения с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, и два предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Закончите предложения:
Своей работой на уроке я...
Материал урока мне был...
Урок для меня показался...
Домашнее задание мне кажется...
Моё настроение... .