Центр исследования современного русского языка
Причастие
глупый
синеющий
поющий
синий
говорящий
седеющий
жаждущий
школьный
танцующий
деревенский
седой
объемный
Словосочетание
Сравните словосочетания
прич. + сущ.
прич. + сущ.
читающий мальчик рассказанная история выпавший снег
читающий книгу
рассказанная мамой
выпавший утром
Тема урока:
Причастный оборот
Цели:
дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении
Причастный оборот
Найдите в предложениях причастные обороты и выявите закономерность в постановке знаков препинания.
Серебрился выпавший утром снег.
Серебрился снег, выпавший утром.
Снег, выпавший утром, серебрился.
Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:
1.Найти в предложении причастие.
2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос .
3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
4. Подчеркнуть их вместе с причастием и обозначить границы причастного оборота.
5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА , выделить его ЗАПЯТЫМИ .
«КОРРЕКТОР»
Объясните допущенные учеником ошибки и исправьте их. .
1. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
2. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
3. Затянувшее тучами небо повисло над просекой
4. Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском.
«КОРРЕКТОР»
Проверь себя.
1. Подгоняемая ветром лодка неслась по реке.
2. Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костёр.
3. Затянувшееся тучами небо повисло над просекой.
4. Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском.
Составление текста
Зимняя ночь
Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета. Деревья красуются в тишине. Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.
Результат исследования
Какие открытия были совершены?
- Что такое причастный оборот.
- Научились различать определяемое слово и зависимые слова.
- Научились определять границы причастного оборота, графически обозначать и выделять его.
Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“ А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“ Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“ В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
Домашнее задание
– Тот, кто записал букву А, выписывает 2 – 3 четверостишия с причастными оборотами из стихотворений А.С. Пушкина.
– Тот, кто записал букву Б, читает п. 35 и выполняет упражнение № 415.
– Тот, кто записал букву В, читает п. 35 и выполняет упражнение № 411