Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современный урок в рамках ФГОС" для выступления на МО или педагогическом совете школы»
Современный урок в рамках ФГОС
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский
Системно-деятельностный подход,
т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
- Место в образовательном процессе.
- Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
- Структура.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
- Уроки «открытия» нового знания;
- Уроки отработки умений и рефлексии;
- Уроки общеметодологической направленности;
- Уроки развивающего контроля.
Структура урока «открытия» нового знания:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока отработки умений и рефлексии:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
4. Актуализация знаний.
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Обобщение и систематизация знаний
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Требования, предъявляемые к современному уроку по ФГОС:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока дети ;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
На каждый урок у учителя должна быть спроектирована технологическая карта
Методические рекомендации по проектированию технологической карты:
Должна включать в себя следующие этапы:
- Выявление места учебного занятия в системе учебной программы;
- Формулирование дидактической цели учебного занятия и основных его структурных этапов;
- Выбор педагогической технологии обучения;
- Определение содержания совместной деятельности педагога и обучающихся и планируемых результатов;
- Определение форм деятельности обучающихся и педагога;
- Выбор формы коммуникационного взаимодействия и организационных форм обучения;
- Обоснование использования системы средств обучения;
- Оценка уровня сформированности у обучающихся на учебном занятии УУД и предметных умений.
Спасибо за
внимание!