Проект урока.
Теорема Виета
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней Теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни и дробь уж готова
В числителе “с”, в знаменателе “а”.
А сумма корней тоже дроби равна
Хоть с минусом дробь – это что за беда?
В числителе “в”, в знаменателе “а”.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
• формировать умения решать квадратные уравнения; применять
теорему Виета для определения знаков корней, устного нахождения
целых корней приведенного квадратного уравнения;
• научить раскладывать квадратный трехчлен на множители;
• научить приемам устного решения квадратных уравнений;
• развивать логическое мышление учащихся;
• воспитывать аккуратность, точность, внимание.
Методы обучения:
объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично -поисковый.
Формы обучения:
индивидуальная, фронтальная, коллективная
Средства обучения:
компьютер, проектор, экран, доска, мел, таблицы
Структура урока:
• организационный момент;
• актуализация знаний;
• мотивация учебной деятельности;
• постановка целей и учебных задач урока;
• введение проблемной ситуации;
• ознакомление с новым материалом;
• первичное закрепление;
• постановка домашнего задания;
• подведение итогов урока
Ход урока:
• организационный момент
• сообщение темы урока
• актуализация знаний
В ходе фронтального опроса учащиеся применяют теорему
Виета для нахождения корней приведенного квадратного
уравнения, нахождения суммы и произведения корней,
определения знаков корней.
Учащиеся решают квадратные уравнения, обосновывая
выбор разных формул для нахождения корней.
• мотивация учебной деятельности
• введение проблемной ситуации
• ознакомление с новым материалом.
Еще одно назначение теоремы Виета – с ее помощью
выводится формула разложения квадратного трехчлена на
множители.
• первичное закрепление.
Учащимся предлагается вернуться к уже решенным
квадратным уравнениям и разложить квадратные
трехчлены, стоящие в левой части уравнений на
множители, а также сократить дробь, создавшую
проблемную ситуацию.
Квадратные уравнения нашли широкое применение
при решении алгебраических уравнений, задач,
квадратных неравенств, а так же в заданиях ЕГЭ,
поэтому важно научиться устным приемам решения
квадратных уравнений.
• ознакомление с новым материалом
• первичное осмысление и закрепление устных приемов
решения квадратных уравнений.
• постановка домашнего задания:
§ 29. №457 (2,4,6,8), №458 (2), №461 (2).
Составить уравнения с рациональными корнями и решить их.
• подведение итогов урока
Самостоятельная работа (самопроверка):
Вариант 1 Вариант 2
1. Найдите корни квадратного уравнения
х 2 +х-2=0 х 2 -3х+2=0
х 2 -х-2=0 х 2 +3х+2=0
Проверьте, используя теорему Виета
2. Разложите квадратный трехчлен на множители
х 2 +х-6=0 х 2 +3х-10=0
х 2 -х-6=0 х 2 -3х-10=0
Уравнения объединены в группы по определенному признаку. Какое уравнение в каждой группе лишнее?
1. 5х 2 -14х+17=0
2. -7х 2 -13х+8=0
3. 0х 2 -4х-5=0
4. х 2 +12=0
1. 5х 2 +2х=0
2. 2,5х 2 =0
3. 16-9х 2 =0
4. 4х 2 -12х+9=0
1. х 2 -6х+5=0
2. 5х 2 -2х-3=0
3. х 2 +2х-1=0
4. х 2 +3х-5=0
Устно найти корни приведенного квадратного уравнения
Найти сумму и
произведение корней
1. х 2 + 7х – 8 = 0
2. х 2 - 11х + 24 = 0
3. х 2 - 4х – 5 = 0
4. х 2 + 8х + 12 = 0
5. х 2 + 2х – 48 = 0
6. х 2 - 12х + 36 = 0
7. х 2 - 18х + 17 = 0
1. х 2 - 10х + 24 = 0
2. х 2 + 7х – 60 = 0
3. х 2 + х – 6 = 0
4. х 2 - 13х + 22 = 0
5. х 2 - 8х – 32 = 0
6. х 2 + 21х + 90 = 0
7. 2х 2 + 14х – 16 = 0
Составить приведенное квадратное уравнение, имеющее корни х 1 и х 2 :
Определить знаки корней:
1. х 1 = 2, х 2 = 6
2. х 1 = 5, х 2 = -2
3. х 1 = -4, х 2 = -5
4. х 1 = -2, х 2 = 9
1. х 2 + 2х – 8 = 0
2. х 2 - 4х – 32 = 0
3. х 2 +8х + 12 = 0
4. х 2 - 7х + 12 = 0
Решите уравнения, используя свойства коэффициентов:
1. х 2 + 4х – 5 = 0
2. х 2 + 6х – 7 = 0
3. х 2 - 7х + 6 = 0
4. х 2 + 9х – 10 = 0
5. 2х 2 – х – 1 = 0
6. 3х 2 + 5х – 8 = 0
7. 7х 2 - 12х + 5 = 0
1. х 2 + 5х + 4 = 0
2. 2х 2 + 3х + 1 = 0
3. 5х 2 + 3х - 2 = 0
4. 11х 2 +18х + 7 = 0
5. 15х 2 + 7х – 8 = 0
6. 4х 2 - 19х – 23 = 0
7. 8х 2 + 17х + 9 = 0
Решить квадратные уравнения,
обосновать выбор формулы
1. 3х 2 +5х-2=0
2. 4х 2 -4х-3=0
3. х 2 +2х-15=0
Сократить дробь
Разложение квадратного трехчлена на множители
Если х 1 и х 2 – корни квадратного уравнения
ах 2 + вх + с = 0,
то при всех х справедливо равенство
ах 2 + вх + с = а(х – х 1 )·(х – х 2 )
◦ Преобразуем выражение а(х-х 1 )(х-х 2 )=ах 2 -ахх 1 -ахх 2 +ах 1 х 2 =
=ах 2 -ах(х 1 +х 2 )+ах 1 х 2 =ах 2 -ах(-в/а)+а·с/а=ах 2 +вх+с,
т.к. х 1 и х 2 – корни уравнения ах 2 +вх+с = 0, то х 1 +х 2 =-в/а,
х 1 х 2 =с/а
ах 2 +вх+с=а(х-х 1 )(х-х 2 )◦
Пример:
2х 2 -х-1=0
х 1 =1,х 2 =-0,5
2х 2 -х-1=2(х-1)·(х+0,5)=(х-1)·(2х+1)
Устные приемы решения квадратных уравнений
а х 2 + вх + с = 0
Составьте квадратное уравнение из данного. Решите, используя свойства коэффициентов. Проверьте, применяя теорему Виета.
Пример: х 2 -5х+6=0
х 1 =2,х 2 =3
х 2 -6х+5=0 6х 2 -5х-1=0
1-6+5=0, то х 1 =1, х 2 =5. х 2 +6х+5=0
5х 2 +х-6=0
р=-(х 1 +х 2 ) q=х 1 ·х 2 5х 2 +6х+1=0
р=-(1+5)=-6 q=1·5=5 х 2 +5х-6=0
Выполните задание самостоятельно
для уравнения х 2 +7х-8=0