СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прием "Фишбоун"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием мотивации учащихся

Просмотр содержимого документа
«Прием "Фишбоун"»

Фишбоун

Прием мотивации обучающихся к учебно-исследовательской деятельности, но среди них есть прием «Фишбоун», который используется не только на этапе мотивации, но и выстраивает структуру учебного исследования.

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.



С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы

  • или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются

основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие

сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные

из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи

должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Этап урока с применением приема «Фишбоун» приобретает исследовательский

характер.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый

текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на

протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями

и заполнение общей схемы на доске.

  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста

происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун

заполняется на основе мнений групп.

На уроке в 5 классе по теме «Озера. Вода в земных и подземных кладовых» обучающимся в качестве мотивации к учебно-исследовательской деятельности, предложен прием «Фишбоун». По мере поступления информации, они заполняли схему.



Г олова: Вода в земных и подземных кладовых

Верхние косточки:

1.Что такое озеро?

2. Какие бывают озера по солености?

3. Что такое ледники?

4. Какие виды ледников вы знаете?

5. Что такое подземные воды?

6. Как образуются подземные воды?



Нижние косточки:

1. Озеро – природный водоем в замкнутом углублении на суше.

2. Пресные, солоноватые, соленые.

3. Природная кладовая пресных вод.

4. Горные и покровные.

5. Это вода в горных породах верхней части зем. коры.

6. Зависит от водопроницаемости горных пород.

Хвост: Вода очень важна для жизни всего живого.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как

  • критическое мышление;

  • взаимодействие в группах;

  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;

  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Для того чтобы обучающиеся радовали нестандартными и красивыми предложениями и решениями, следует при планировании и проведении уроков стараться больше предоставлять им возможностей для самостоятельного мышления. Наблюдение за учениками, их мыслями, реакцией на события является неисчерпаемым источником вдохновения для учителя, прибавляющим сил для творчества!