«Проблема воспитания детей в традициях русской художественной литературы»
Презентацию подготовила : Гончарова Маргарита, ученица 7 «А» класса МКОУ «Преображенская СШ»
2018 год
Актуальность
Все чаще в современном обществе отмечается очень низкий уровень культуры и уважения к старшему поколению среди молодежи и подростков. Обидно видеть равнодушные лица учащихся во время просмотра фильма на военную тему, безразличие в отношении к слабым, безответственность в связи с невыполненными поручениями учителя, классного руководителя.
Целью нашего исследования было изучение возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений.
« Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»
В.А.Сухомлинский
Задачи: проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений; на основе материала художественных произведений убедиться в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям; на примере исследовательской работы показать необходимость прочтения русских художественных произведений, входящих в школьную программу, обучающимися средней школы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье…» (А.С. Макаренко)
«Испокон века книга растит человека…»
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов ..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Анализ художественных произведений
- В.Г.Короленко «Дети подземелья»
- Непонимание, нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и в собственной семье.
- «Кладовая солнца» М.М.Пришвина
- Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…»
- -Митраша «выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани».
- «Он (Митраша) хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги…»
- -Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
- -А как же?- ответила Настя.- Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила»
- «Ты ещё помнишь,- сказал Митраша сестре,- как отец говорил нам о клюкве…»
« Кладовая солнца» М.М.Пришвина
Выводы по анализу рассказа
В.И.Белов «Скворцы»
- Именно в такой семье, в которой родители понимают своих детей, знают их проблемы, стараются им помочь, прививают семейные ценности, вырастают такие дети, которые, став взрослыми, будут эти же качества воспитывать и в своих детях.
- Необходимо родителям в своих детях воспитывать любовь ко всему живому, умение понять, сострадать, сочувствовать, помочь.
Анкета 1. 1.В какой семье ты воспитываешься: полной, неполной, опекунской, отсутствует семья? 2. Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка? Да. Нет. 3. Какие ценности может привить семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие). 4. Если ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи? Да. Нет. 5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие) 6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы. (Семья, в которой царит уважение. Семья, в которой царит взаимопонимание. Семья, в которой царит любовь. Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте. Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.)
Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов
Целью анкетирования, проводимого нами до и после изучения и анализа произведений художественной литературы, было выявление отношения учащихся к своей семье, к родителям, к семейным ценностям, к семье, которую они создадут в будущем.
Результаты анкетирования,
проводимого после анализа отрывков из произведений художественной литературы, таковы: среди опрошенных не оказалось ни одного, кто бы не ценил семью. Трое учащихся, изначально считающих, что в семье наряду с положительными качествами могут воспитываться и отрицательные, такие как лживость, скупость, зависть, которые, по их мнению, можно оправдать различными жизненными ситуациями, изменили свою точку зрения и пришли к выводу, что только положительные качества должна воспитывать в ребёнке семья.
« Доброта начинается с детства »
Художественная литература как средство нравственного воспитания школьников
Нравственное воспитание через художественные произведения
Результаты анкетирования: роль чтения и проблемы воспитания
Заключение
- Проанализировав произведения художественной литературы и результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам :
- - неслучайно авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход;
- - на уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;
- - нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;
- - подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.
Источники: