Методический семинар
Подготовила:
Саая Чинчи Олеговна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4 имени
Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан»
Саая Чинчи Олеговна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4 имени Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан»
Стаж работы : 5 месяцев
Образование: высшее
Педагогическое кредо: Творить, пробовать, искать и развиваться
Тема опыта
«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка»
Актуальность темы
стремление учителя повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе
Объект исследования –
учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках русского языка
Предмет исследования –
условия решения развивающих и воспитательных задач на уроке, развитие действий самоопределения, актуализации и осознание своего отношения к изучаемой проблеме
Основные цели исследования:
- изучение проблемы в теории и на практике;
- выявление роли и значения технологии проблемно-диалогического обучения в образовательной деятельности;
- определение уровня использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка;
- формирование УУД;
- осуществление индивидуального подхода
Важнейшие источники исследования
- Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) - Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).
Цель деятельности:
- представить модель педагогической деятельности по проблемно- диалогическому методу обучения учащихся.
Задачи:
- показать значимость проблемно-диалогического метода;
- создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;
- выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.
Тройной эффект обучения
- более качественное усвоение знаний,
- мощное развитие интеллекта и творческих способностей,
- воспитание активной личности .
ФГОС: каким образом можно получить новый результат ?
организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
прогресс
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
умение решать учебные задачи
на основе сформированных предметных и УУД
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Традиционный урок
Проблемно-диалогический урок
- – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.
- – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Традиционный урок
Проблемно-диалогический урок
1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…»
1. Постановка проблемы: «С одной стороны, …, но с другой стороны, …» «Что удивляет? В чём затруднение?..» «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?»
2. Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…»
2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…»
3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…»
3. Создание продукта: «Придумай
схему…», «Зарифмуй правило…»
Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний.
Проблемно-диалогическая технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Главное «действующее лицо» урока - ученик
- учащиеся самостоятельно формулируют цели урока;
- учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах;
- учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль;
- учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.
Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий решения проблемы.
3) Актуализация имеющихся знаний .
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания .
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Виды диалогов
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
- + Развивает логическое мышление.
- + Просчитывается по времени.
- + Ведет к нужному результату коротким путем.
- - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
- + Развивает творческое мышление.
- + Максимально близок к жизненным ситуациям.
- - Ученики могут увести в сторону от темы.
- - Невозможно рассчитать время на уроке.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приёмы
Вопросы учащимся
1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений
- Что вас удивило?
- Что интересного заметили?
- Какое противоречие налицо?
2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
- Вопрос был один? А мнений сколько?»
3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом
или
2. Задание было одно? А выполнили вы его как?
3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»
- Вы что думали сначала?
- А что оказывается на самом деле?
4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
Приемы создания проблемных ситуаций
- «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
- Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
- Яркое пятно: мотивирующий, интригующий материал в начале урока.
- Применение полученных знаний в новой ситуации.
- Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.
Задачи
- с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
- с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);
- с заведомыми ошибками;
- с ограничением во времени решения.
Преимущества технологии проблемного диалога
- Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
- Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
- Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
- В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
- Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Рефлексия
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Вывод
Я убедилась: то что «открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Спасибо за внимание !