СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка на тему : "Лексикология" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Урок обобщения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему : "Лексикология" 6 класс»

Всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова. Играя, вы сможете:  проверить свои знания по теме «Лексика»,  проявить сообразительность и эрудицию,  получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова.

Играя, вы сможете:

  • проверить свои знания по теме «Лексика»,
  • проявить сообразительность и эрудицию,
  • получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
Что дороже мёртвой буквы? Благодаря чему может быть кривая речь? Молчание – золото, а что серебро? Соловей поёт,а кто (что) молвит? Животным дана немота, а что дано людям? От чего может быть навек ссора?
  • Что дороже мёртвой буквы?
  • Благодаря чему может быть кривая речь?
  • Молчание – золото, а что серебро?
  • Соловей поёт,а кто (что) молвит?
  • Животным дана немота, а что дано людям?
  • От чего может быть навек ссора?
«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».   Виды словарей: -    толковый; -    орфографический; -    фразеологический; -    словарь синонимов, антонимов, омонимов; -   этимологический; -    словарь неологизмов и другие.

«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».

Виды словарей:

-    толковый;

-    орфографический;

-    фразеологический;

-    словарь синонимов, антонимов, омонимов;

-   этимологический;

-    словарь неологизмов и другие.

 1конкурс. «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА» 1) Как называется раздел языкознания, изучающий Л3, употребление и происхождение слов? 2) Как называется раздел русского языка, изучающий Л3, употребление и происхождение фразеологизмов? 3) Какие слова называются диалектными? 4) Какие слова называются профессиональными? 5) Какие слова называются общеупотребительными? 6) Какие слова называются заимствованными? 7)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются? 8)Чем объяснить появление новых слов, как они называются? 9)Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 10) Какие слова называется историзмами, архаизмами?

1конкурс.

«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»

1) Как называется раздел языкознания, изучающий Л3, употребление и происхождение слов?

2) Как называется раздел русского языка, изучающий Л3, употребление и происхождение фразеологизмов?

3) Какие слова называются диалектными?

4) Какие слова называются профессиональными?

5) Какие слова называются общеупотребительными?

6) Какие слова называются заимствованными?

7)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

8)Чем объяснить появление новых слов, как они называются?

9)Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

10) Какие слова называется историзмами, архаизмами?

2 конкурс . «Бумеранг»  Устаревшие слова замените синонимами Стезя – льзя – чело – уста – ланиты – очи – внимать – брадобрей – кокошник –  сюртук –  брань – десница – денница – дорога; можно; лоб; губы; щеки; глаза; слушать; парикмахер; женский головной убор; мужская одежда; битва; правая рука; утренняя заря;

2 конкурс . «Бумеранг» Устаревшие слова замените синонимами

Стезя –

льзя –

чело –

уста –

ланиты –

очи –

внимать –

брадобрей –

кокошник –

сюртук –

брань –

десница –

денница –

дорога;

можно;

лоб;

губы;

щеки;

глаза;

слушать;

парикмахер;

женский головной убор;

мужская одежда;

битва;

правая рука;

утренняя заря;

 Замените заимствованные слова русскими: Брошюра – финал  –  инструкция – антракт – шоссе – контролировать – агрессивный – анонс директор – небольшая книжечка ; завершение, конец; указание; перерыв; дорога; проверять; враждебный; – предварительное объявление; руководитель учреждения;

Замените заимствованные слова русскими:

Брошюра –

финал

инструкция –

антракт –

шоссе –

контролировать –

агрессивный –

анонс

директор –

небольшая книжечка ;

завершение, конец;

указание;

перерыв;

дорога;

проверять;

враждебный;

предварительное объявление;

руководитель учреждения;

Дайте толкование диалектизмам  Принесите бураков первая кутиха узкая межинка упали в наз пирожки с петушками молодой певень (свёклы); (снегопад); (тропинка); (узкая щель); (с щавелем); (петух);

Дайте толкование диалектизмам

Принесите бураков

первая кутиха

узкая межинка

упали в наз

пирожки с петушками

молодой певень

(свёклы);

(снегопад);

(тропинка);

(узкая щель);

(с щавелем);

(петух);

    3 конкурс. «Эрудит»  Угадайте слово по его лексическому значению Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания 2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость 3) Красная строка, отступ в начале строки 4) Тот, кто любит своё отечество, предан народу, родине  5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой 6) Дословная выдержка из какого-либо текста   (термос); (старт); (абзац); (патриот); (акваланг); (цитата).

    3 конкурс. «Эрудит» Угадайте слово по его лексическому значению

    • Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания

    2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость

    3) Красная строка, отступ в начале строки

    4) Тот, кто любит своё отечество, предан народу, родине

    5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой

    6) Дословная выдержка из какого-либо текста

     

    (термос);

    (старт);

    (абзац);

    (патриот);

    (акваланг);

    (цитата).

    Давайте докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова.   Выполнив задание, мы получили право путешествовать по  земле  острова Однозначных и Многозначных Слов. Шел, шел долговяз, в сыру  землю  увяз. 3. Мать с младенцем спасена,  землю  чувствует она.  4.  Земля  вращается вокруг Солнца. 5. Береги  землю  родимую, как мать любимую. ( земля – территория ) ( почва ) ( суша ) ( планета ) ( Родина )

    Давайте докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. 

    • Выполнив задание, мы получили право путешествовать по  земле  острова Однозначных и Многозначных Слов.
    • Шел, шел долговяз, в сыру  землю  увяз.

    3. Мать с младенцем спасена,  землю  чувствует она.

    4.  Земля  вращается вокруг Солнца.

    5. Береги  землю  родимую, как мать любимую.

    ( земля – территория )

    ( почва )

    ( суша )

    ( планета )

    ( Родина )

    4 конкурс . «Знатоки фразеологии» Замените одним словом следующие фразеологизмы: Мозолить глаза –   точить лясы – клевать носом – бить баклуши – намять бока –  держать язык за зубами – хоть глаз выколи –  яблоку негде упасть – не в бровь, а в глаз –   с три короба –   надоедать ; болтать; засыпать; бездельничать; бить; молчать; темно; тесно; метко; много;

    4 конкурс . «Знатоки фразеологии»

    Замените одним словом следующие фразеологизмы:

    Мозолить глаза –

    точить лясы –

    клевать носом –

    бить баклуши –

    намять бока –

    держать язык за зубами –

    хоть глаз выколи –

    яблоку негде упасть –

    не в бровь, а в глаз –

    с три короба –

     

    надоедать ;

    болтать;

    засыпать;

    бездельничать;

    бить;

    молчать;

    темно;

    тесно;

    метко;

    много;

    5 конкурс .«Лицедеи»  Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов.

    5 конкурс .«Лицедеи»

    Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов.

    6 конкурс. «Я сам»   Работа с тестом.

    6 конкурс. «Я сам» Работа с тестом.

    Домашнее задание.  §28, стр.110, задание 1;   стр. 111, задание 2.

    Домашнее задание. §28, стр.110, задание 1; стр. 111, задание 2.

    Рефлексия. Сегодня я узнал(а)….  Было интересно…  Я выполнял(а)…  Я понял(а), что…  Теперь я могу… Меня удивило…

    Рефлексия.

    Сегодня я узнал(а)….

    Было интересно…

    Я выполнял(а)…

    Я понял(а), что…

    Теперь я могу…

    Меня удивило…

      Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.  И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.  Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!  Молодцы, ребята!  Спасибо за работу!

    Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

    И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

    Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

    Молодцы, ребята!

    Спасибо за работу!