1.Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализа- ция знаний и фиксация затруднений в учебном процессе. 3. Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Включение в систему знаний и повторение. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 9. Рефлексия учебной деятельности. | -Мы начинаем урок русского языка. С русским языком можно творить чудеса! И вот сегодня мы узнаем, что за чудеса происходят в русском языке. ( Слайд 1 ) - Запишите число, классная работа. -На уроке литературного чтения мы изучаем произведение А. Гайдара « Тимур и его команда». ( Слайд 2) - Охарактеризуйте Тимура и его друзей . - Молодцы! Вы назвали много замечательных слов. - А какой частью речи они являются? - Что вы можете рассказать об имени прилагательном? Карточка-помощница ( Слайд 3) - Запишем в тетради имена прилагательные: умный и добрый. - Что вы можете сказать об этих прилагательных? -Докажите. -Итак, какой вывод можно сделать?( Слайд 4) - Прочитайте слова на доске : штурвальное (колесо), верёвочные (провода), деревянный ( ящик) -О чём они вам напомнили? -Обратите внимание на алгоритм. - Подумайте и скажите, есть ли у этих имен прилагательных признаки качественных прилагательных. -- Молодцы! Давайте откроем учебник на стр.134 и прочитаем, как называются эти имена прилагательные. -Тема нашего урока? (Слайд 5 ) -К какому блоку русского языка относится эта тема? -Какие вопросы вы можете задать к теме сегодняшнего урока? (Слайд 6 ) - Попробуйте сами сформулировать определение, какие имена прилагательные называются относительными. - Давайте сравним ваш ответ с правилом в учебнике на стр 134. Рубрика «Тайны языка» -Прочитайте задание к упражнению 2. - Назовите учебную задачу. -Докажите, что записанные вами прилагательные являются относительными? Кому трудно ответить на этот вопрос, воспользуйтесь подсказкой. Рубрика « Подсказка» - Так какой же вывод можно сделать из этого упражнения? Гимнастика для глаз( Слайд 7,8,9) -Прочитайте задание в упражнении 3. -Какая учебная задача стоит в этом упражнении? Работа в парах . - В каком столбике записаны относительные имена прилагательные, а в каком качественные? -Докажите. Рубрика « Давай подумаем» . - Относительные – значит « относящиеся к чему-то» - Понаблюдайте за относительными прилагательными в упр. 2, 3? -Какой признак они называют? - Сравните ваши предположения с текстом в учебнике. Рубрика « Обрати внимание» - Какой же вывод можно сделать из этой рубрики? - Прочитайте внимательно задание в упражнении 4 на странице 136, определите учебную задачу. Работа в группах. 1гр.- материал 2 гр.- место 3 гр.- время 4гр.- назначение предмета - Давайте проверим работу. ( выступает каждая группа.) -Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с трудным заданием. -Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны с вами дать ответ?(Слайд 11) 1. Какие прилагательные называются относительными? 2.Чем отличаются относительные прилагательные от качественных? ( Слайд 12 ) 3.Как образуются относительные имена прилагательные? 4.На что указывают относительные имена прилагательные? Выполнение тестовых заданий. 1)Подчеркните только относительные имена прилагательные Большой, бумажный, узкий, молочный, острый 2)Замените существительное однокоренным относительным прилагательным Суп из гороха- 3)Определите значение прилагательного Глазные капли- 4)*Будет ли являться относительным прилагательное золотые ( руки) Проверка выполненной работы ( Слайд 13) -Оцените выполнение свое работы «5»- работа выполнена без ошибок «4»- работа выполнена с одной ошибкой -Прилагательное золотой употребляется не в прямом, а в переносном смысле. Ведь золотые это же умелые руки. Это их качество. Значит, это прилагательное качественное. Относительные имена прилагательные переходят в качественные. - Домашнее задание: 1) стр.134 упр.1 2) записать рецепт приготовления манной каши ( Слайд 13 ) | - Внимательные, старательные, трудолюбивые, умные, отзывчивые, находчивые, активные, дружелюбные, заботливые, сплоченные, добросовестные и т. д. - Именами прилагательными. - Имя прилагательное - часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? - Имена прилагательные изменяются по родам и падежам. -В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями. ( записывают в тетради) - Это качественные имена прилагательные - Эти имена прилагательные называть признак, который может проявляться в большей или меньшей степени? -Можем подобрать антонимы к этим словам. - Умный – глупый, добрый - злой - Качественные прилагательные могут иметь краткую форму. - умен - м.р., ед. ч. умна - ж. р., ед. ч. умно - ср. р. ед. ч. умны – мн. ч. Называют признаки качественных прилагательных. - Нет. Потому что они не называют признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Нельзя сказать: штурвальнее, более деревянный, менее верёвочный. -Эти прилагательные не имеют краткой формы. -Нельзя подобрать антонимы. Работа с учебником. Тема урока - относительные прилагательные. Блок - Как устроен наш язык. - Узнать, какие имена прилагательные называются относительными, научиться различать качественные и относительные прилагательные, как образуются, на что указывают. - Имена прилагательные, обозначающие признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, называются относительными. ( дети читают правило) (Записывают упражнение на доске и в тетрадях) -Эти имена прилагательные, не могут проявлять признак в большей или меньшей степени. -Относительные имена прилагательные образуются от существительных. (Дети выполняют упражнение в парах) -Школьные (занятия) -относящиеся к школе, то есть к месту. - Январский (мороз)- относящийся к январю, то есть ко времени. -Прилагательные, обозначающие признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. - Относительные имена прилагательные образуются от существительных. - Относительные имена прилагательные указывают на время, место, материал, назначение предмета. | Формирование личностных УУД Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формирование познавательных УУД Умения доказывать истинность высказывания. Развитие логическихУУД - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Регулятивные УУД - постановка и формулирование проблемы. Формирование личностных и регулятивных УУД - постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно. Познавательные УУД - выдвижение гипотезы Регулятивные УУД - учатся соотносить выполненное задание с образцом Познавательные УУД - анализ, сравнение. Познавательные УУД - выдвижение гипотезы Регулятивные УУД - учатся соотносить выполненное задание с образцом -принимать и сохранять учебную задачу
Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Формирование познавательных УУД, умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать истинность высказывания. Регулятивные УУД - оценивание выполненной работы . Самоанализ. |