СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация материала по комплексному анализу текста

Категория: Русский язык
Тема: 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация даёт представление о работе по комплексному анализу текста

Просмотр содержимого документа
«Презентация материала по комплексному анализу текста»

Комплексный анализ текста МБОУ «Абрамовская ООШ» учитель русского языка и литературы Калинина Н.Н.

Комплексный анализ текста

МБОУ «Абрамовская ООШ»

учитель русского языка и литературы Калинина Н.Н.

Комплексный языковой анализ текста * предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;   * как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков);   * работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ текста

* предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

* как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков);

* работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ текста  создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья;   может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Комплексный языковой анализ текста

  • создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья;

  • может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Цели и задачи:       формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;     формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;      обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;     формирование навыков комплексного анализа текста;     углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;      формирование речевой и коммуникативной компетентности.

Цели и задачи:

  •      формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;
  •     формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;
  •      обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;
  •     формирование навыков комплексного анализа текста;
  •     углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;
  •      формирование речевой и коммуникативной компетентности.
Основные умения и навыки:       владеть нормами литературного языка и грамотного письма;      анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;      пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;     обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;      приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Основные умения и навыки:

  •       владеть нормами литературного языка и грамотного письма;
  •      анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;
  •      пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;
  •     обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;
  •      приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.
 Анализ текста.    Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка). Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого. Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становиться более осмысленным.

Анализ текста. 

  • Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка). Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого.
  • Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становиться более осмысленным.
Анализ текста.    За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике… Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений. Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными.

Анализ текста. 

  • За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике…
  • Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений.
  • Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными.
Анализ текста.    Чаще всего на уроке даю тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос. «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?», ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности. Завершающим при работе с текстом обычно является задание «Подготовьтесь к выразительному чтению». Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.).

Анализ текста. 

  • Чаще всего на уроке даю тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос. «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?», ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности.
  • Завершающим при работе с текстом обычно является задание «Подготовьтесь к выразительному чтению». Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.).
Анализ текста.    Иногда задание подготовиться к выразительному чтению дается первым. В таком случае в начале работы с текстом ученики в течение нескольких минут готовятся к чтению текста вслух. Затем выполняются разнообразные задания речевого и языкового характера. После их выполнения снова предлагается одному из учеников прочитать текст. Классу предстоит сравнить, чем отличаются первое и второе чтение. Так школьники сами приходят к выводу, что разнообразные задания помогают глубже осмыслить содержание текста и передать это при чтении вслух. Таким образом, выразительное чтение может рассматриваться как своеобразный текст на понимание текста.

Анализ текста. 

  • Иногда задание подготовиться к выразительному чтению дается первым. В таком случае в начале работы с текстом ученики в течение нескольких минут готовятся к чтению текста вслух. Затем выполняются разнообразные задания речевого и языкового характера. После их выполнения снова предлагается одному из учеников прочитать текст. Классу предстоит сравнить, чем отличаются первое и второе чтение. Так школьники сами приходят к выводу, что разнообразные задания помогают глубже осмыслить содержание текста и передать это при чтении вслух. Таким образом, выразительное чтение может рассматриваться как своеобразный текст на понимание текста.
Анализ текста. К анализу текста можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не требует специальных уроков, а лишь предполагает включение в обычные уроки фрагментов художественных произведений. Поскольку пятиклассники пишут еще очень медленно, фрагменты эти невелики по объему. Но в работе над ними следует подбирать такие задания, которые помогали бы ребятам воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте. Приведу пример.

Анализ текста.

  • К анализу текста можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не требует специальных уроков, а лишь предполагает включение в обычные уроки фрагментов художественных произведений. Поскольку пятиклассники пишут еще очень медленно, фрагменты эти невелики по объему. Но в работе над ними следует подбирать такие задания, которые помогали бы ребятам воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте. Приведу пример.
Анализ текста. Осенняя росинка  Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.  (М.Пришвин)

Анализ текста.

Осенняя росинка

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

(М.Пришвин)

Анализ текста. 1) Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы. 2) Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему? 3) Как, по-вашему, почему иная росинка ... весь день просверкает на листе? 4) Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему? 5) Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое предложение отличается от остальных? 6) Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение суффикса. 7) Объясните написание слов с разделительным мягким знаком. 8) Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило? 9) Прочитайте выразительно текст.

Анализ текста.

1) Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.

2) Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?

3) Как, по-вашему, почему иная росинка ... весь день просверкает на листе?

4) Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?

5) Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое предложение отличается от остальных?

6) Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение суффикса.

7) Объясните написание слов с разделительным мягким знаком.

8) Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило?

9) Прочитайте выразительно текст.

Анализ текста. В старших классах необходимо уже проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания – художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к национальным традициям. Например, работаем с таким текстом. 

Анализ текста.

  • В старших классах необходимо уже проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи.
  • Здесь в центре внимания – художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к национальным традициям.
  • Например, работаем с таким текстом. 

В 1408 году было решено украсить росписью обветшалый к тому времени Успенский собор во Владимире. Этот памятник домонгольского прошлого напоминал людям о времени русской славы, времени «Слова о полку Игореве», и поэтому восстановление его было делом общенародного значения. В те годы Феофана не было уже в живых, и выбор пал на Андрея Рублева. В этой работе участвовал его сотоварищ Даниил Черный. Рублевым были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора.  Едва была закончена роспись Успенского собора и произошло торжественное освящение храма, над Русью разразилась беда: хан Едигей двинул полки на Москву, и его появление было неожиданным.  Во время нашествия был сожжен татарами Троице-Сергиев монастырь. Место было почитаемым, недаром его посетил Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, и поэтому восстановление монастыря имело в глазах людей той поры большой патриотический смысл. На месте сгоревшего деревянного был построен каменный Троицкий собор. Сюда пригласили Андрея Рублева с его неизменным другом Даниилом Черным для росписи стен и выполнения иконостаса. Роспись не сохранилась, но сохранился иконостас и превосходная местная икона «Троица» – ныне жемчужина коллекции древнерусского искусства Третьяковской галереи. (М.Алпатов)  

Анализ текста.  1) Докажите, что текст относится к публицистическому стилю.    2) Как по-вашему, нужна ли нам сейчас подобная информация? Почему?    3) Что вы знаете об истории Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире?    4) Постарайтесь передать свои впечатления или ощущения от фресок Андрея Рублева в Успенском соборе.    5) Укажите грамматические основы в выделенном предложении и сделайте его пунктуационный разбор; составьте схему.    6) На какие орфограммы в тексте вы обратили внимание?    7) Сделайте морфологический разбор причастия. 

Анализ текста.

1) Докажите, что текст относится к публицистическому стилю.  2) Как по-вашему, нужна ли нам сейчас подобная информация? Почему?  3) Что вы знаете об истории Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире?  4) Постарайтесь передать свои впечатления или ощущения от фресок Андрея Рублева в Успенском соборе.  5) Укажите грамматические основы в выделенном предложении и сделайте его пунктуационный разбор; составьте схему.  6) На какие орфограммы в тексте вы обратили внимание?  7) Сделайте морфологический разбор причастия. 

Примеры комплексной работы с текстом  в 5 – 8 классах

Примеры комплексной работы с текстом в 5 – 8 классах

Комплексный анализ текста.  5 класс. Повторение пройденного в начальной школе    Какая чудовищно сильная вещь – водяной пар! Вы слышали треск дров в печке или в костре? Объяснение у этого простое. Это их взрывает вода. Ведь совсем сухих дров не бывает. Вода в дровах есть всегда. От сильного жара вода превращается в пар и с силой разрывает волокна дерева. Вот почему дрова в печке или в костре трещат.  (По М.Ильину.) (56 слов)

Комплексный анализ текста. 5 класс. Повторение пройденного в начальной школе

Какая чудовищно сильная вещь – водяной пар! Вы слышали треск дров в печке или в костре? Объяснение у этого простое. Это их взрывает вода. Ведь совсем сухих дров не бывает. Вода в дровах есть всегда. От сильного жара вода превращается в пар и с силой разрывает волокна дерева. Вот почему дрова в печке или в костре трещат.

(По М.Ильину.) (56 слов)

Комплексный анализ текста.  5 класс. Повторение пройденного в начальной школе   Грамматические задания к тексту. 1. Выпишите слово, в котором мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного._____________ 2. Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разберите выписанное слово по составу._________________________ 3. Какие слова из текста нужно выбрать, для того чтобы проиллюстрировать правило правописания букв У и А после шипящих? Выпишите эти слова, подчеркните орфограммы._____________________________________ 4. Найдите в тексте все слова с корнями -ВОД-, -ТРЕСК-, -РЫВ-. Выпишите их, распределив по трём группам (в зависимости от корня). __________________ ___________________ _______________ 5. В какой из найденных групп слова отличаются только приставками? Отметьте эти приставки. 6. Из 5 предложения выпишите имя существительное, в котором нужно проверить правописание парной согласной на конце. Запишите к нему проверочное слово, найдя его в этом же тексте._________________  7. Выпишите грамматическую основу 2 предложения._________________

Комплексный анализ текста. 5 класс. Повторение пройденного в начальной школе

Грамматические задания к тексту.

1. Выпишите слово, в котором мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного._____________

2. Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разберите выписанное слово по составу._________________________

3. Какие слова из текста нужно выбрать, для того чтобы проиллюстрировать правило правописания букв У и А после шипящих? Выпишите эти слова, подчеркните орфограммы._____________________________________

4. Найдите в тексте все слова с корнями -ВОД-, -ТРЕСК-, -РЫВ-. Выпишите их, распределив по трём группам (в зависимости от корня).

__________________ ___________________ _______________

5. В какой из найденных групп слова отличаются только приставками? Отметьте эти приставки.

6. Из 5 предложения выпишите имя существительное, в котором нужно проверить правописание парной согласной на конце. Запишите к нему проверочное слово, найдя его в этом же тексте._________________

7. Выпишите грамматическую основу 2 предложения._________________

Комплексный анализ текста.5 класс. Синтаксис. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:  (1)Володя увидел с..баку. (2)Это был ..громный зверь. (3)Он с к..ротким рычанием прыгнул из кустов и скачками бросился к ребятам. (4)Володя знал, что б..льшие псы умнее и д..бродушнее мелких шавок. (5)Но в этой с..баке была злость и тупость. - (6)Б..ги, Кашка! – крикнул Володя. (7)Мальчик отвёл назад руку с с..сновой тросточ(?)кой: он приг..товился встретить зверя хлёс..ким ударом по морд.. . (8)Пёс сделал ещё скачок, и тут на п..ляну вышел его х..зяин. - (9)Рекс, назад! – негромко крикнул он. (10)Бурый зверь с размаху ост..новился и присел, а потом прижал свои маленькие уши и п..брёл к ч..л..веку.  (По В.Крапивину.) (89 слов)

Комплексный анализ текста.5 класс. Синтаксис.

  • Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Володя увидел с..баку. (2)Это был ..громный зверь. (3)Он с к..ротким рычанием прыгнул из кустов и скачками бросился к ребятам. (4)Володя знал, что б..льшие псы умнее и д..бродушнее мелких шавок. (5)Но в этой с..баке была злость и тупость.

- (6)Б..ги, Кашка! – крикнул Володя. (7)Мальчик отвёл назад руку с с..сновой тросточ(?)кой: он приг..товился встретить зверя хлёс..ким ударом по морд.. .

(8)Пёс сделал ещё скачок, и тут на п..ляну вышел его х..зяин.

- (9)Рекс, назад! – негромко крикнул он.

(10)Бурый зверь с размаху ост..новился и присел, а потом прижал свои маленькие уши и п..брёл к ч..л..веку.

(По В.Крапивину.) (89 слов)

Комплексный анализ текста.5 класс. Синтаксис. Выполните задания к тексту. 1. Выпишите номер простого предложения с однородными подлежащими. ______ 2. Выпишите номер простого предложения с двумя однородными сказуемыми. ______ 3. Выпишите номер сложного предложения, которое соответствует схеме : [ ], и [ ]. ______ 4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращения: _____. 5. Выпишите номер сложного предложения, в котором части связаны без союза и соответствуют схеме (знак препинания между частями на схеме не указан): [– = ] (?) [ – = ]. ____ 6. Из предложения 10 выпишите определения: _____________ 7. Из предложения 7 выпишите словосочетание, которое соответствует схеме: глагол + наречие: ____________

Комплексный анализ текста.5 класс. Синтаксис.

Выполните задания к тексту.

1. Выпишите номер простого предложения с однородными подлежащими. ______

2. Выпишите номер простого предложения с двумя однородными сказуемыми. ______

3. Выпишите номер сложного предложения, которое соответствует схеме : [ ], и [ ]. ______

4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращения: _____.

5. Выпишите номер сложного предложения, в котором части связаны без союза и соответствуют схеме (знак препинания между частями на схеме не указан): [– = ] (?) [ – = ]. ____

6. Из предложения 10 выпишите определения: _____________

7. Из предложения 7 выпишите словосочетание, которое соответствует схеме: глагол + наречие: ____________

 Комплексный анализ текста. 6 класс. Существительное.   1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:   (1)Кто (не)зна..т сер..ю в..рону? (2)Но что эта птица мож..т предсказ..вать погоду, наверное, не всем извес(?)но.  (3)К ненастью голос у неё звучит глухо, а к ясн..й погоде, наоборот, приобретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов..тся очень п..движной и проворн..й. (5)К ненастью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело. (6) В предсказании погоды ворона никогда (не)ошибается и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн..й л..сной прогулк.. .

Комплексный анализ текста. 6 класс. Существительное.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы: 

(1)Кто (не)зна..т сер..ю в..рону? (2)Но что эта птица мож..т предсказ..вать погоду, наверное, не всем извес(?)но.

(3)К ненастью голос у неё звучит глухо, а к ясн..й погоде, наоборот, приобретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов..тся очень п..движной и проворн..й. (5)К ненастью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело. (6) В предсказании погоды ворона никогда (не)ошибается и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн..й л..сной прогулк.. .

Комплексный анализ текста. 6 класс. Существительное. 9 . Из предложения 1 выпишите слова, в которых количество звуков больше, чем букв. _________________________________ 10. Выпишите существительные 2 склонения. ________________________________ 11. Выпишите слово, соответствующее характеристике: обозначает признак предмета, стоит в форме Р.п. ед.ч.: _________________________________ 12. Выпишите разносклоняемое существительное _____________________________ 13. Запишите 10 прилагательных, сочетаемых со словом ворона: _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ 2.Определите тему текста. ________________________________ 3. Определите идею текста.__________________________ 4. Определите тип речи. _______________________________ 5. Определите стиль речи. _______________________________ 6. Укажите номера предложений с вводными словами. Подчеркните в предложениях вводные слова ++++++: ________________________________ 7. Выполнить морфологический разбор существительного из 2 предложения: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ 8. Укажите номер предложения, в котором подлежащее выражено местоимением. __________

Комплексный анализ текста. 6 класс. Существительное.

9 . Из предложения 1 выпишите слова, в которых количество звуков больше, чем букв. _________________________________

10. Выпишите существительные 2 склонения. ________________________________

11. Выпишите слово, соответствующее характеристике: обозначает признак предмета, стоит в форме Р.п. ед.ч.: _________________________________

12. Выпишите разносклоняемое существительное _____________________________

13. Запишите 10 прилагательных, сочетаемых со словом ворона:

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

2.Определите тему текста. ________________________________

3. Определите идею текста.__________________________

4. Определите тип речи. _______________________________

5. Определите стиль речи. _______________________________

6. Укажите номера предложений с вводными словами. Подчеркните в предложениях вводные слова ++++++: ________________________________

7. Выполнить морфологический разбор существительного из 2 предложения:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

8. Укажите номер предложения, в котором подлежащее выражено местоимением.

__________

Комплексный анализ текста. 6 класс. общий   1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:    (1)Вот и со..нце спрятал..сь. (2) Стало темно. (3) И лес, и дальн..е деревни, и тр..ва – всё облеклось в безразличный, какой(то) зловещий цвет.  (4)Деревья перестали п..качиват(?)ся и задевать друг друга сучьями. (5)Они выпр..мились, только изредка н..клонялись в..рхушками между собой, как будто взаимно предупреждали себя ш..потом о близк..й опас(?)ности. (6) Туча уже обл..жила горизонт и образовала какой(то) свинц..вый непроницаемый свод. (7)Наступила минута всеобщ..го торжественного м..лчания.

Комплексный анализ текста. 6 класс. общий

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

 

(1)Вот и со..нце спрятал..сь. (2) Стало темно. (3) И лес, и дальн..е деревни, и тр..ва – всё облеклось в безразличный, какой(то) зловещий цвет.

(4)Деревья перестали п..качиват(?)ся и задевать друг друга сучьями. (5)Они выпр..мились, только изредка н..клонялись в..рхушками между собой, как будто взаимно предупреждали себя ш..потом о близк..й опас(?)ности. (6) Туча уже обл..жила горизонт и образовала какой(то) свинц..вый непроницаемый свод. (7)Наступила минута всеобщ..го торжественного м..лчания.

Комплексный анализ текста. 6 класс. общий   2.. Определите тему текста. 9. Укажите номер односоставного предложения. _____________________ 10. Продолжите утверждение: Тире в предложении 3 ставится … _________________________________ 3. Определите идею текста.  1) между подлежащим и сказуемым _______________________________  2) между однородными членами и обобщающим словом 4. Определите тип речи.  3) в неполном предложении ____________________________ 11. Выпишите слова с орфограммой «О-Ё(Е)после шипящей», выделите морфемы этой орфограммы ________________ 5. Определите стиль речи. 12. Из предложений 4-6 выпишите существительные, состоящие из корня, суффикса и окончания. ____________________ ____________________________ 13. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми. ______ 14. Из предложения 5 выпишите возвратный глагол. ____________ 6. Озаглавьте текст. 15. Выполните синтаксический разбор предложения 7.________________ ____________________________ 7. Укажите признаки текста. ______________________________________ ____________________________________ 8. Предположите, о каком явлении природы может идти речь в данном тексте. Аргументируйте ваш ответ. _______________________________________ _______________________________________

Комплексный анализ текста. 6 класс. общий

2.. Определите тему текста.

9. Укажите номер односоставного предложения. _____________________

10. Продолжите утверждение: Тире в предложении 3 ставится …

_________________________________

3. Определите идею текста.

1) между подлежащим и сказуемым

_______________________________

2) между однородными членами и обобщающим словом

4. Определите тип речи.

3) в неполном предложении

____________________________

11. Выпишите слова с орфограммой «О-Ё(Е)после шипящей», выделите морфемы этой орфограммы ________________

5. Определите стиль речи.

12. Из предложений 4-6 выпишите существительные, состоящие из корня, суффикса и окончания. ____________________

____________________________

13. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми. ______

14. Из предложения 5 выпишите возвратный глагол. ____________

6. Озаглавьте текст.

15. Выполните синтаксический разбор предложения 7.________________

____________________________

7. Укажите признаки текста.

______________________________________

____________________________________

8. Предположите, о каком явлении природы может идти речь в данном тексте. Аргументируйте ваш ответ.

_______________________________________

_______________________________________

 8 класс. Комплексная работа с текстом. Вариант № 1    (1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже. (4) Простую безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.  С. Михалков

8 класс. Комплексная работа с текстом. Вариант № 1

(1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже. (4) Простую безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.

С. Михалков

8 класс. Комплексная работа с текстом. Вариант № 1

1. Какое утверждение противоречит мысли, выраженной в тексте С. Михалкова?

1) Человек, умеющий посмеяться над собой, защищён от нападок окружающих.

2) Человек без чувства юмора несчастен.

3) Без чувства юмора человеку легко прожить.

4) Чувство юмора помогает человеку в трудные минуты жизни.

2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?

1) публицистический стиль, описание

2) художественный стиль, рассуждение

3) научно-популярный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение

3. Какое средство выразительности использует автор в предложении № 9?

1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) фразеологизм

4. Какой частью речи является слово БЕСЦЕННО (предложение № 5)?

1) краткое причастие 2) краткое прилагательное

3) наречие 4) слово состояния

5. Каково лексическое значение слова МНИТЕЛЬНЫЙ (МНИТЕЛЕН) из предложения №3?

1) обидчивый 2)думающий 3)кажущийся 4)всего опасающийся

6. Найдите в тексте личное местоимение 3 лица, стоящее в творительном падеже. Выпишите его.

7. Из предложения № 9 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является В МИНУТЫ.

8. Из предложения № 2 выпишите грамматическую основу.

9. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными определениями, напишите их номера.

10. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, напишите его номер.

11. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.

12. Найдите в тексте простые односоставные безличные предложения, напишите их номера.

Спасибо за внимание К данной презентации дано приложение, содержащее комплексный анализ текста в 5 (5 текстов с заданиями), 6 (20 текстов с заданиями), 8 (10 текстов) классах.

Спасибо за внимание

  • К данной презентации дано приложение, содержащее комплексный анализ текста в 5 (5 текстов с заданиями), 6 (20 текстов с заданиями), 8 (10 текстов) классах.