ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Мы понимаем
не текст,
а мир, стоящий
за текстом
А.А.Леонтьев
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
(авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников .
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
представляет собой комплексное УУД , состоящее из:
- осмысления цели чтения (для чего?),
- умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
- умения определять основную и второстепенную информацию.
- умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
- умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ .
1 этап. Работа с текстом до чтения.
1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе .
2 этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
Приёмы
«ведение диалога с текстом»;
комментированное чтение;
работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами)
Приёмы и задания в работе со словом
1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.
2. Работа с многозначными словами.
3.Работа с фразеологизмами.
а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов
б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
в) Составьте диалог
4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ.
:
Комментированное чтение Виды рефрен включение воображения детей сам вопрос в сжатой форме
3. Беседа по содержанию текста.
4. Выразительное чтение.
3 этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями .
4. Творческие задания.
Осмысление содержания:
рассказ о герое, событии;
выборочный и краткий пересказ;
составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя
Реакция на художественную форму:
подробный художественный пересказ,
наблюдение над языком, художественными особенностями текста,
сопоставление литературного произведения с его художественной основой.
Эмоциональная сфера:
выразительное чтение;
сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;
оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.
Сфера воображения:
составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ;
иллюстрирование, изготовление схем, макетов;
чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы
а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);
б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;
в) выделение ключевых слов;
г) выявление деталей текста;
д) составление на доске вопросного плана к тексту;
е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.
Приёмы обучения продуктивному чтению
Читаем и спрашиваем.
Дневник двойных записей.
Чтение с пометками (инсерт)
V знакомая информация
! новая информация
? Это меня заинтересовало, хочу узнать больше
Приём « Верно, неверно».
Приём « Вставь пропущенные …»
Приём сравнения
АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ
РОМАШКА БЛУМА
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?
«Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
- Дайте несколько объяснений, почему...?
- Почему Вы считаете…?
- В чем различие…?
- Предположите, что будет, если…?
- Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Тонкие вопросы
- Кто…?
- Что…?
- Когда…?
- Может…?
- Будет…?
- Согласны ли Вы…?
Приём таблица «ЗХУ»
Знаем
Хотим узнать
Растения – часть
живой природы.
2.Растения выделяют в воздух кислород.
3.Животные
и люди
не смогли бы жить
на Земле без растений.
4. Растения делятся
на несколько групп:
деревья, кустарники, травы
Узнали
Почему?
Какие ещё есть группы растений?
Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные?
Растения делятся на несколько групп.
В каждой группе растений много видов.
Науку о растениях
называют ботаникой.
Существует
350 тысяч видов растений.
Названия видов дают им учёные.
Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.
Нужно заботиться о
растениях,
беречь их, как можно больше садить растения и
ухаживать за ними.
Охранять растения-
значит
заботиться о живом.
Синквейн
1-я строка.
Кто? Что?
2-я строка.
1 существительное
Какой?
3-я строка.
2 прилагательных
Что делает?
4-я строка.
3 глагола
Что автор думает о теме?
5-я строка.
фраза
Кто? Что? (Новое звучание темы)
1 существительное
Кластер
Географическое положение
Климатические условия
Изображение на карте
Лес
Тайга
Смешанный
животные
Широколиственный
животные
растения
растения
животные
растения
«Концептуальная таблица»
Линии сравнения
Название
Басня Эзопа
Басня И.А. Крылова
«Ворон и лисица»
Герои басни
«Ворона и лисица»
Ворон, лисица.
Композиция
Из чьих уст звучит мораль?
Мораль в конце басни.
Ворона, лисица.
Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»
Можно ли прочитать по ролям?
Мораль в начале басни.
Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…»
нет
Каким языком написана басня?
да
Прозаическим.
Поэтическим.
Прием «Сводная таблица»
Название
Основные свойства
Известняк
Использование
Белого, серого или желтого цвета;
Гранит
Глина
Зернистый. Твердый и прочный
Строительство, мел, мрамор.
Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.
Песок
Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.
Кирпич, посуда
В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.
Железная руда
Дороги, стекло
Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.
Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.
Приём «Сюжетная таблица»
Скорость
Самолёт
Время
Поезд
Расстояние
Цена
Мука
Количество
Крупа
Стоимость
«Письмо к учителю…»
Памятка написания письма.
1. Я прочитал(а) рассказ ________________________ 2. Больше всего запомнилось ____________________ 3. Понравилось________________________________ 4. Не понравилось_____________________________ 5. Мое эмоциональное состояние_________________ 6. Этот рассказ учит меня _______________________
Приём преобразования
- Приём преобразования вопроса.
- Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью.
- Приём преобразования условия задачи
Приём конструирования
Приём выбора
- выбор готового ответа к данной задаче;
- выбор решения задачи;
- выбор данных к условию задачи из её решения;
- выбор схемы к задаче;
- выбор вопроса, соответствующего условию;
- выбор выражения, которое является решением задачи.
Идеальный читатель
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
- не пропускает непонятные слова, выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!