Единый государственный экзамен. Серия «Я сдам ЕГЭ»
Особенности и секреты подготовки пособием «Я сдам ЕГЭ!»
Логинова О.Б.
ноябрь, 2017 г.
ЕГЭ. Особенности подготовки
- Особенности структуры и формата КИМ вытекают и предопределяются общим замыслом единого экзамена
- Важно научиться правильно читать документы. Какие секреты могут открыть кодификатор, спецификация и демоверсия
- Индивидуализация цели и подготовки – главный критерий успеха
Назначение и особенности ЕГЭ
дифференциация выпускников по уровню подготовки для поступления в вузы
Русский язык ( обязательный вступительный экзамен, преимущественно – неконкурсный)
в целом, общеобразовательный уровень
Математика и другие предметы ( конкурсные) профильный уровень
Математика базовый уровень
Некоторые следствия
- Набор экзаменов, критерии успешности всегда индивидуальны и определяются тем, как выпускник собирается использовать результаты ЕГЭ
- сдать без двоек поступить в вуз со средним уровнем требований поступить в вуз с высоким уровнем требований …
- сдать без двоек
- поступить в вуз со средним уровнем требований
- поступить в вуз с высоким уровнем требований
- …
Важно! Выразить цель в планируемом балле!!!
- Система образования, школа, выпускник, семья делят ответственность за достигнутые результаты
Рейтинг всех вузов России на 2017 г
http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B
Дополнительные особенности ЕГЭ
- Объективизация и надёжность
Унификация, технологичность, процедуры
Результаты выпускников существенно зависят от их способности к
- «расшифровке секретов» документов ЕГЭ
- самоорганизации и саморегуляции
- пониманию прочитанного и точности соблюдения инструкций
- знания правил и своих прав
- структуры и содержания работ норм и критериев оценивания порядка организации и проведения работы
- структуры и содержания работ
- норм и критериев оценивания
- порядка организации и проведения работы
Необходимое условие
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
ПЕДАГОГОВ И ВЫПУСКНИКОВ
САЙТ ФИПИ : WWW. FIPI.RU
ПОРТАЛ ЕГЭ: WWW.EGE.EDU.RU
Основные документы
- Структура и содержание работ, система оценивания (сайт ФИПИ) :
- Спецификация
- Спецификация
- обобщенный план экзаменационной работы Кодификатор Демоверсия Открытый банк заданий Аналитические отчеты ФИПИ
- обобщенный план экзаменационной работы
- обобщенный план экзаменационной работы
- Кодификатор
- Демоверсия
- Открытый банк заданий
- Аналитические отчеты ФИПИ
- Результаты (сайт ФИПИ, портал ЕГЭ) : Аналитические отчеты ФИПИ Шкалы, нормы оценок
- Аналитические отчеты ФИПИ
- Шкалы, нормы оценок
- Порядок проведения (портал ЕГЭ) : Инструкции
- Инструкции
http://www.fipi.ru/
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Кодификатор, часть 1: русский язык
Кодификатор, часть 2: русский язык
Кодификатор: математика
Спецификация: русский язык
Обобщенный план варианта КИМ
Линия 1
п. 11 . Информационная обработка текстов раз-личных стилей и жанров
п. 2.1. Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи
п. 2.2. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литерату-ры, СМИ
п. 2.3. Владеть основными при-ёмами информационной пере-работки письменного текста
Спецификация: математика (профильный уровень)
Линия 1
п. 6.1. Анализировать реальные числовые данные, информацию
статистического характера; осуществлять практические расчеты по формулам; пользо-ваться оценкой и прикидкой при
практических расчетах
п. 1.1.1. Целые числа
п. 1.1.3. Дроби, проценты, рациональные числа
п. 2.1.12. Применение матема-тических методов для решения
содержательных задач из раз-личных областей науки и прак-тики. Интерпретация результата, учёт реальных ограничений
Как читать документы?
- Спецификация, обобщенный план:
Что проверяется в данной линии? (см. соответсвующие позиции кодификаторов)
Как проверяется, какой формат задания?
- Пособие «Я сдам ЕГЭ»: вся полнота возможных примеров
Предметы с двумя планами работ
Два плана работ
Секреты ЕГЭ
Типология заданий
- Задания с кратким ответом:
- Слово, несколько слов Число Цифра Набор цифр: задания на
- Слово, несколько слов
- Число
- Цифра
- Набор цифр: задания на
- ранжирование множественный выбор соответствие дополнение текстов/таблиц
- ранжирование множественный выбор соответствие дополнение текстов/таблиц
- ранжирование
- множественный выбор
- соответствие
- дополнение текстов/таблиц
Типология заданий
- Задания с развёрнутым ответом:
- Сочинение Эссе (в т.ч. на альтернативные темы) Объяснение процессов Задачи
- Сочинение
- Эссе (в т.ч. на альтернативные темы)
- Объяснение процессов
- Задачи
Важно! Изучить систему оценки. Задания по самооценке по той же критериальной системе, с которой работают эксперты
Подготовка ВСЕХ учащихся
- Необходимый и важнейший элемент:
установить персональную цель и задачу сдачи ЕГЭ
Например:
- Сдать без двоек (более минимального балла) Сдать на 60-70 баллов Сдать на 80-100 баллов …
- Сдать без двоек (более минимального балла)
- Сдать на 60-70 баллов
- Сдать на 80-100 баллов
- …
Важно уметь
- Определять минимальный балл по своему предмету
- Установливать соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами по 100-балльной шкале
Минимизация неудовлетворительных оценок
- КОНТИНГЕНТ – учащиеся, получающие на пробных испытаниях менее минимального балла
- Задача – помочь им получить хотя бы минимальный балл за счёт специального подбора заданий
Основные стратегии
- МАТЕМАТИКА – за счет наиболее простых заданий первой части
- набрать 36 баллов только за счёт заданий первой части невозможно ( максимальный балл за все 25 заданий первой части всего 34 первичных балла )
- набрать 36 баллов только за счёт заданий первой части невозможно ( максимальный балл за все 25 заданий первой части всего 34 первичных балла )
- выполнить вторую часть, задача – набрать 10-11 баллов выполнить первую часть, задача – набрать 25-26 баллов
- выполнить вторую часть, задача – набрать 10-11 баллов выполнить первую часть, задача – набрать 25-26 баллов
- выполнить вторую часть, задача – набрать 10-11 баллов
- выполнить первую часть, задача – набрать 25-26 баллов
- ВСЕ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ (задан.26)
- ВСЕ ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ (задан.26)
Основные стратегии
- Подготовка к первой части
- уметь выполнять и оформлять ответ на задания с кратким ответом уметь определить «свой набор» заданий первой части уметь правильно спланировать время и организовать выполнение работы
- уметь выполнять и оформлять ответ на задания с кратким ответом
- уметь определить «свой набор» заданий первой части
- уметь правильно спланировать время и организовать выполнение работы
Часть 1
- Индивидуальный набор относительно «успешных» заданий:
- Самостоятельная работа с теорией, тренировка, консультации учителя
- памятки (теория, примеры, алгоритмы, порядок действий) учет типичных ошибок, индивидуальная диагностика ошибок и пробелов хронометраж
- памятки (теория, примеры, алгоритмы, порядок действий)
- учет типичных ошибок,
- индивидуальная диагностика ошибок и пробелов
- хронометраж
Как определить набор заданий
- Агрегированные результаты ЕГЭ прошлых лет (отчёты ФИПИ)
- Агрегированные результаты диагностических мониторингов
- Личные результаты выпускника при выполнении пробных и диагностических работ
Важно! Нужно опираться на сильные стороны!
Отчеты ФИПИ: 2005 – 2007
ФИПИ: открытый банк заданий
Тетрадь по подготовке к ЕГЭ на основе пособий « Я сдам ЕГЭ!»
- Тема
- Характеристика задания
- Примеры возможных типов заданий
- Типичные ошибки и затруднения (по материалам отчетов ФИПИ)
- Памятка: (для самостоятельного заполнения выпускником)
_________________________________________
- Я сдам ЕГЭ, другие издания совместная разработка аналогичных заданий
- Я сдам ЕГЭ, другие издания
- совместная разработка аналогичных заданий
Задания для тренировки
Русский язык. Часть 2, задание 26
- объяснить, что писать сочинение необходимо помочь научиться набирать около 10 баллов
- объяснить, что писать сочинение необходимо
- помочь научиться набирать около 10 баллов
- объем сочинения время выполнения работы пересказ и прямое цитирование недопустимы в работе должны присутствовать ВСЕ ключевые моменты, подлежащие оценке
- объем сочинения
- время выполнения работы
- пересказ и прямое цитирование недопустимы
- в работе должны присутствовать ВСЕ ключевые моменты, подлежащие оценке
Русский язык. Часть 2, задание 26
- нормы - не менее 70 и не более 300 слов
- нормы - не менее 70 и не более 300 слов
- при объеме менее 70 слов работа не оценивается при объеме от 70 до 150 слов ужесточаются нормы оценивания (высший балл не ставится) Оптимальный объем – около 200 слов 1-й элемент подготовки – установить нужный индивидуальный объем рукописного текста
- при объеме менее 70 слов работа не оценивается при объеме от 70 до 150 слов ужесточаются нормы оценивания (высший балл не ставится) Оптимальный объем – около 200 слов
- при объеме менее 70 слов работа не оценивается
- при объеме от 70 до 150 слов ужесточаются нормы оценивания (высший балл не ставится)
- Оптимальный объем – около 200 слов
- 1-й элемент подготовки – установить нужный индивидуальный объем рукописного текста
Часть С – ориентация на систему оценивания
Группы критериев
1-я группа
2-я группа
Содержание
Баллы
Критерии
Речь
4 /8
Подготовка
- проблема (1/2)
- позиция автора (1/2)
- мнение и ДВА аргумента (1/2)
- комментарий (1/2)
1 /4
3-я группа
Грамотность
- цельность, связность и последователь-ность (1/2)
- точность и вы-разительность (0/2)
- Ключевые вопросы, план
- Зачины
- Тренировка на «проблему»
- Непрямое цитирование
5 /12
- орфография (1/2)
- пунктуация (0/2)
- языковые нормы (1/2)
- речевые нормы (1/2)
- этика (1/2)
- факт. точность (1/1)
- Объем
- Время
- Правила проверки
Русский язык. Стратегия выполнения работы: слабые учащиеся
- хронометраж установление рукописного объема части С оценка правдоподобности ответа
- хронометраж
- установление рукописного объема части С
- оценка правдоподобности ответа
- Часть 1 - примерно 90 мин Часть 2 - примерно 90 мин Оставшиеся 30 мин – проверка, ответ на оставшиеся вопросы НИ ОДИН ВОПРОС НЕ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ БЕЗ ОТВЕТА
- Часть 1 - примерно 90 мин
- Часть 2 - примерно 90 мин
- Оставшиеся 30 мин – проверка, ответ на оставшиеся вопросы
- НИ ОДИН ВОПРОС НЕ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ БЕЗ ОТВЕТА
Организация подготовки
- Индивидуальная работа на уроках на основе «Тетради» и пособий «Я сдам ЕГЭ»
- Групповые занятия и индивидуальные консультации (в рамках внеурочной работы, проектная деятельность, например, проект «Моя программа подготовки к ЕГЭ), 1-2 ч/нед. Проводят:
- Классный(ые) руководитель(и) Учитель математики Учитель русского языка
- Классный(ые) руководитель(и)
- Учитель математики
- Учитель русского языка
- Индивидуальные дистантные тренинги
Спасибо за внимание!
Логинова Ольга Борисовна
e-mail: [email protected]