СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются виды подчинительных связей, средства связи слов в словосочетаниях разных видов

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" (8 класс)»

Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях». Знать: подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; средства связи слов в словосочетаниях разных видов. Уметь: определять вид подчинительной связи, составлять словосочетания с разными видами связи.

Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

  • Знать: подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; средства связи слов в словосочетаниях разных видов.
  • Уметь: определять вид подчинительной связи, составлять словосочетания с разными видами связи.
Ход урока .  Новый материал ( первый этап объяснения) а) обозначьте в записанных сл/соч.главное и зависимое слова. Определите, какими частями речи выражены главные и зависимые слова. Российский интеллигент, Участвовать в комиссии.

Ход урока .

Новый материал ( первый этап объяснения)

а) обозначьте в записанных сл/соч.главное и зависимое слова. Определите, какими частями речи выражены главные и зависимые слова.

Российский интеллигент,

Участвовать в комиссии.

 I- тип: прил. + сущ.  II- тип: гл. + сущ.  Это строение словосочетаний.  Смысловые отношения между главными и зависимыми словами – грамматическое значение словосочетания.  прил. + сущ. – предмет и его признак  глагол + сущ. – действие, направленное на предмет  глагол + наречие – действие и его признак.

I- тип: прил. + сущ.

II- тип: гл. + сущ.

Это строение словосочетаний.

Смысловые отношения между главными и зависимыми словами –

грамматическое значение словосочетания.

прил. + сущ. – предмет и его признак

глагол + сущ. – действие, направленное на предмет

глагол + наречие – действие и его признак.

Тренировочный материал. 1.Вспомнить, что называется фразеологическим оборотом. Заменить фразеологические обороты словосочетаниями типа глаг. + нареч.: Ломать голову, мчаться высунув язык, Слушать раскрыв рот, чувствовать себя как рыба в воде, решать не теряя головы.

Тренировочный материал.

1.Вспомнить, что называется фразеологическим оборотом.

Заменить фразеологические обороты словосочетаниями типа глаг. + нареч.:

Ломать голову, мчаться высунув язык,

Слушать раскрыв рот, чувствовать

себя как рыба в воде, решать не теряя головы.

Творческое задание. Построить словосочетание, используя слова – паронимы в качестве главных слов: представить – предоставить ( например, представить друга – предоставить свободу); отделить – оделить; осудить – обсудить, вдохнуть – вздохнуть, здравица здравница, дипломат – дипломант, от- клик – оклик, поиски – происки.

Творческое задание.

Построить словосочетание, используя слова – паронимы в качестве главных слов:

представить – предоставить ( например,

представить друга – предоставить свободу); отделить – оделить; осудить –

обсудить, вдохнуть – вздохнуть, здравица

  • здравница, дипломат – дипломант, от-

клик – оклик, поиски – происки.

… в качестве зависимых слов: Искусный – искусственный, обидный – обидчивый, эффектный – эффективный  Выборочный диктант.  (записать сл/соч., которые помогут определить, о ком идёт речь) Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни – простое чириканье – мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминания о доме непременно связано с этой серенькой птицей. ( В. Песков)

… в качестве зависимых слов:

Искусный – искусственный, обидный – обидчивый, эффектный – эффективный

Выборочный диктант.

(записать сл/соч., которые помогут определить, о ком идёт речь)

Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни – простое чириканье – мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминания о доме непременно связано с этой серенькой птицей. ( В. Песков)

Проверяем:    Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц, кормятся возле нас, простое чириканье, часто не замечаем, почему-то утихнуть, привыкли к звукам, расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.

Проверяем:

Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц, кормятся возле нас, простое чириканье, часто не замечаем, почему-то утихнуть, привыкли к звукам, расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.

Второй этап объяснения. Понятие о связях слов в словосочетании ( П.11 стр.33 учебника)  Способы подчинительной связи  Согласование Управление Примыкание Завис. сл. ставится Завис.сл. ставится при Завис. неизмен. сл. в тех же формах, что главном в опред.падеже: связано с главным и главное: тормозить движение по смыслу , интонац. Яркий полдень ( вин.п.) порядком слов: (м.р.,ед.ч.,им.п.) написать другу (дат.п.) очень вкусный  ушёл гулять

Второй этап объяснения.

Понятие о связях слов в словосочетании

( П.11 стр.33 учебника)

Способы подчинительной связи

Согласование Управление Примыкание

Завис. сл. ставится Завис.сл. ставится при Завис. неизмен. сл.

в тех же формах, что главном в опред.падеже: связано с главным

и главное: тормозить движение по смыслу , интонац.

Яркий полдень ( вин.п.) порядком слов:

(м.р.,ед.ч.,им.п.) написать другу (дат.п.) очень вкусный

ушёл гулять

 В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. По этому связь между словами подчинительная. Но слово –хозяин по- разному относится к своим починенным. 1. При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. « Я делаю,  и ты делай так же». При управлении. Хозяин требовательный, сам ничего не делает, но приказывает: « Делай, как я прикажу». При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: « Встань со мной  рядом».

В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. По этому связь между словами подчинительная. Но слово –хозяин по- разному относится к своим починенным.

1. При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. « Я делаю,

и ты делай так же».

  • При управлении. Хозяин требовательный, сам ничего не делает, но приказывает: « Делай, как я прикажу».
  • При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: « Встань со мной

рядом».

Закрепление материала Указать главное и зависимое слова в сл/соч., назвать способ связи: Большое желание, желание учиться, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, стремиться к цели, досрочно закончить, успешный труд.

Закрепление материала

Указать главное и зависимое слова в сл/соч., назвать способ связи:

Большое желание, желание учиться, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, стремиться к цели, досрочно закончить, успешный труд.

Закрепление материала Изменить сл/соч., чтобы изменился способ связи. Образец: настоящая дружба ( согл.) – дружить по-настоящему ( прим.) Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок. Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга. Согласование в примыкание: серьёзный разговор, радушная встреча, турецкий кофе. Управление в согласование: лучи солнца, время после обеда, разбить вазу, ухаживать за садом.

Закрепление материала

Изменить сл/соч., чтобы изменился способ связи.

Образец: настоящая дружба ( согл.) – дружить по-настоящему ( прим.)

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом,

сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.

Согласование в примыкание: серьёзный разговор,

радушная встреча, турецкий кофе.

Управление в согласование: лучи солнца, время после обеда, разбить вазу, ухаживать за садом.

Виды словосочетаний  С ловосочетание – это сочетание двух ( или более) самостоятельных слов, связанных между собой  грамматически и по смыслу. Сочинительные  Подчинительные Объединяются равноправные слова, Объединяются главное и за- которые относятся обычно к одной висимое слово, выполняют и той же части речи, выполняют роль роль отдельных членов одного члена предложения: предложения: Ветер дул осенний, но теплый. Осенний воздух прозрачен.

Виды словосочетаний

С ловосочетание – это сочетание двух ( или более)

самостоятельных слов, связанных между собой

грамматически и по смыслу.

Сочинительные Подчинительные

Объединяются равноправные слова, Объединяются главное и за-

которые относятся обычно к одной висимое слово, выполняют

и той же части речи, выполняют роль роль отдельных членов

одного члена предложения: предложения:

Ветер дул осенний, но теплый. Осенний воздух прозрачен.

Цельные словосочетания  В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово. В предложении выполняют роль одного члена предложения .  Примеры Три пальмы, несколько минут.  Один из учеников, любой из нас, двое из класса.  Мать с сыном, чай с сахаром,  мы с тобой. Девушки с весёлыми, смеющимися лицами дарили танкистам цветы и ласковые улыбки.  Словосочетания с главным словом числительным  в схему которых входит предлог из , с общим значением избирательности. с схему которых входит предлог с , с общим значением совместности.  которые включают формы существительных типа: с глазами,  с лицом, роста – и прилагательные, определяющие их.

Цельные словосочетания В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово. В предложении выполняют роль одного члена предложения .

Примеры

  • Три пальмы, несколько минут.
  • Один из учеников, любой из нас, двое из класса.
  • Мать с сыном, чай с сахаром,

мы с тобой.

  • Девушки с весёлыми, смеющимися лицами дарили танкистам цветы и ласковые улыбки.

Словосочетания

  • с главным словом числительным
  • в схему которых входит предлог из , с общим значением избирательности.
  • с схему которых входит предлог с , с общим значением совместности.
  • которые включают формы существительных типа: с глазами,

с лицом, роста – и прилагательные, определяющие их.

Что такое словосочетание? Назвать типы связи слов в словосочетании. Назвать способы подчинительной связи. Что такое цельные словосочетания?
  • Что такое словосочетание?
  • Назвать типы связи слов в словосочетании.
  • Назвать способы подчинительной связи.
  • Что такое цельные словосочетания?

№ 2  Распределить сл/соч. Сочинительные подчинительные Тихо, но отчетливо Всем сочувствовать Или брат, или я На этой неделе В воздухе вода Кто-то в толпе Щи да каша Комната с балконом Не то дождь, не то снег Душная ночь

№ 2 Распределить сл/соч.

Сочинительные подчинительные

Тихо, но отчетливо

Всем сочувствовать

Или брат, или я

На этой неделе

В воздухе вода

Кто-то в толпе

Щи да каша

Комната с балконом

Не то дождь, не то снег

Душная ночь

Какие из приведенных примеров являются сл/соч. Тёплый вечер, мама и папа, удар наотмашь, очень трудный, ключи потеряны, каждый человек, три товарища, потерянный ключ, говорит с трудом, зелен виноград, мы с братом, не только брат, но и отец, убежавшая кошка.

Какие из приведенных примеров являются сл/соч.

Тёплый вечер, мама и папа, удар наотмашь, очень трудный, ключи потеряны, каждый человек, три товарища, потерянный ключ, говорит с трудом, зелен виноград, мы с братом, не только брат, но и отец, убежавшая кошка.

Как можно сказать по-другому? Использовать сл/соч. на основе согласования. Площадь у вокзала- Кисель из клюквы- Услуга друга- Любовь матери- Кора берёзы- Приметы осени- Лучи солнца- Капли дождя- Площадка для баскетбола-

Как можно сказать по-другому? Использовать сл/соч. на основе согласования.

Площадь у вокзала-

Кисель из клюквы-

Услуга друга-

Любовь матери-

Кора берёзы-

Приметы осени-

Лучи солнца-

Капли дождя-

Площадка для баскетбола-

Раскрыть скобки Скучать по (вы), получить по (окончание) школы, тосковать по (вы), вопреки (воля) матери, благодаря (старание), согласно (ре- шение) собрания, согласно ( распоряжение) директора, по (окончание) совещания, по (приезд) в город.

Раскрыть скобки

Скучать по (вы), получить по (окончание) школы, тосковать по (вы), вопреки (воля)

матери, благодаря (старание), согласно (ре-

шение) собрания, согласно ( распоряжение)

директора, по (окончание) совещания, по

(приезд) в город.