Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Синтаксические связи слов в словосочетаниях".»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
- Что называется словосочетанием?
Запишите в тетрадях всё, что вы знаете о словосочетании.
Время на выполнение – 3 минуты.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
- Зачитайте одноклассникам, всё, что записали.
- Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – ЭТО ДВА СЛОВА, СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ГРАММАТИЧЕСКИ ИЛИ ПО СМЫСЛУ.
В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.
От главного слова к зависимому задается вопрос.
главное слово зависимое
вопрос
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
- Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.
Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :
- Грамматическая основа предложения
- Однородные члены предложения
- Служебная + самостоятельная часть речи
ГРУППОВАЯ РАБОТА
- Запишите словосочетания, составьте схемы и разделите их на 3 группы.
Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
Изучите материал на страницах 39 – 40 учебника. Задание на сопоставление.
ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА:
- Узнать, виды подчинительной связи
- На какие вопросы отвечают виды подчинительной связи.
Виды связей слов в словосочетании
Согласование
Главное слово и зависимое стоят в одинаковых
грамматических формах ( род, число, падеж)
Это словосочетание типа «деревянный дом»
Управление
От главного слова к зависимому
задается вопрос косвенного падежа
Дом из дерева, дорога к дому
Примыкание
Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.
В роли зависимого слова чаще всего употребляются
неизменяемые части речи или формы слов:
деепричастие, наречие, инфинитив глагола,
простая сравнительная степень прилагательного,
Быстро бежать, очень красивый
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ
- Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
- Согласование : Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
- Управление : Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
- На какие вопросы отвечают виды связи?
ПОТРЕНИРУЕМСЯ …
- Определите вид связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
- Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ …
- Определите вид связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
- Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра , равно как и зла.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ …
- Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
- Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно , какое очарование живёт в красоте речи.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ …
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
- Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
- такая мама
ПОТРЕНИРУЕМСЯ …
- Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Медленно опускаться на парашюте.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ …
- Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
- Для России такой путь заказан.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Отметьте «+» все словосочетания.
1 вариант
2 вариант
+
+
+
+
+
+
+
+
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучить § 11, выучив виды связи слов в словосочетании .
- Выполнить задание:
- упражнение № 64.
- упражнение № 64.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МЫ ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ УРОКА? НА КАКИЕ ВИДЫ ДЕЛИТСЯ ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ? НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ?
РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…