Конспект открытого урока по математике
в 4 «В» классе по теме
«Приемы письменного деления многозначных чисел на однозначные. Закрепление»
Тема урока:«Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление».
Цель урока: повторить алгоритм деления и закрепить умения делить многозначные числа на однозначные.
Задачи:
Образовательные:
1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел;
решать задачи изученных видов;
закреплять умение определять количество цифр в частном
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор.
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.
Тип урока: комбинированный урок с элементами коллективной деятельности
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, чертежные принадлежности.
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Сейчас начнем урок.
2.Актуализация ранее изученного материала. Устный счет. (слайд 2)
Но сначала давайте с вами начнем урок с УСТНОГО СЧЕТА
Давайте с вами вспомним компоненты при делении. (делимое, делитель, частное).
1. Найдите частное чисел 5400 и 9 (600)
2. Сколько квадратных миллиметров в 1 см2? (100мм2.)
Ребята, а сейчас давайте решим логическую задачу. Я вам прочитаю её, а вы внимательно послушайте и назовите ответ.
3. Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/ч. Сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 100 км? (100:25=4 часа)
4. Курочка Ряба за год снесла 160 простых яиц, а золотых в два раза меньше. Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба? (80 яиц).
5. Папа нашел 32 гриба. Это в 4 раза больше, чем нашел сын. Сколько грибов нашел сын? (8.)
3.Постановка темы и целей урока.
- Все задания в устном счете решали каким действием7(Делением)
Над какой большой темой мы работали?(слайд 7) (Деление многозначного числа на однозначное)
- Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
- Верно, сегодня на уроке мы будем закреплять умения решать задачи, и делить многозначное число на однозначное.
III. Минутка чистописания
- Отгадайте ребусы
- Что общего вы заметили в ребусах? (цифра 100)
- Дайте характеристику числу 100.
(Число ..., многозначное)
Соседи числа ..99 и 101. .
Число ..100 составное,. четное число, оно делиться на два.
Какое число сегодня мы будем писать? (100)
Сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа (Я ТЕТРАДЬ СВОЮ ОТКРОЮ И С НАКЛОНОМ ПОЛОЖУ, Я ДРУЗЬЯ ОТ ВАС НЕ СКРОЮ РУЧКУ Я ОТ ТАК ДЕРЖУ. СЯДУ ПРЯМО НЕ СОГНУСЬ. ЗА РАБОТУ Я ВОЗЬМУСЬ) и пропишем минутку чистописания в тетради., что заметили при вычислении многозначных чисел (385-285=100).
Оказывается сегодня на минутке чистописания у нас в гостях была цифра 100
- А сейчас давайте с вами решим задачу. ( устно)
Ребята смотрели спектакль в школьном зале. В трёх рядах сидели по 15 человек и ещё в одном ряду 12 человек. Сколько ребят смотрело спектакль? (57)
1) 15:3=45
2)45+12=57
Молодцы. Верно. А давайте с вами продолжим и узнаем сколько времени длился спектакль, решив задачу №429 стр.90
- Прочитайте задачу.
- Как узнать продолжительность спектакля? (Вычесть из времени конца спектакля время начала.)
- Решите задачу.
Решение: 12ч35мин —11ч=1ч35 мин. Ответ: спектакль длился 1 ч 35 мин.
4.Закрепление умений деления многозначного числа на однозначное
Физминутка.
- Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
- Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- вспомним алгоритм деления многозначного числа на однозначное (слайд 8)
Выделяем первое неполное делимое.
Определяем количество цифр в частном.
Делим поэтапно.
Остаток каждый раз сравниваем с делителем.
Пользуясь алгоритмом деления, выполняем № 426, стр. 90 (один ученик у доски)
960120:8=120.015
70209:9=7.801
56630:7=8.090
453520:5=90.704
-Работа в парах. (слайд9)
-Сейчас вы вместе попробуете решить числовое выражение и составить алгоритм его решения.
-Но сначала вспомним правила работы в парах..
- Назовите число, которое получили в частном.
-Прочитайте ваш вариант алгоритма.
- Давайте проверим, как работает ваш алгоритм.
На столе листочки. На каждом 2 примера на деление. Объединитесь в пары. Решите примеры. Проверьте решение и распределите примеры на 2 группы
5648:8 = 706 — 1 гр. 7395:3 = 2465- 2 гр. 8576:4=2144 — 2 гр. 1525:5=305-1гр. (Проверяем по слайду 10)
Почему так распределили? ( в частном 0 и без 0)
-А теперь решим пример, в котором несколько действий. Что необходимо сделать сначала? Определить порядок действий.
Найдите значение выражения, запишите решение в тетрадь: (слайд11)
Проверка у доски.
Индивидуальная работа.
Работа по учебнику №427 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик работает на откидной доске.)
Решение
19 600 + 85 = 19 685;
1600:8 = 200;
12 000- 5000 = 7000;
9000-9 = 81 000.
5.Физминутка.
Проведем, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.(слайд 12)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем:
Сном волшебным засыпаем.
Видим праздник – Новый год!
Он подарки принесет.
Скоро елка, будет чудо…
Вот и елочка зажглась…
Наша сказка прервалась.
Свои глазки открываем
И работать продолжаем.
6.. Для выполнения следующего задания вам необходимо внимательно прочитать условие задачи №430 (с. 90).
- Прочитайте условие задачи.
- Какой вопрос вы поставите к задаче? (Сколько саженцев осталось посадить?)
решите задачу. (Проверка, самооценка.)
Решение
Должны посадить - 350 саженцев
Посадили – 1 день - ? саженцев,
от всех
2 день - ? саженцев,
от всех
Осталось посадить - ? саженцев
1) 350 : 7 = 50 (с.) — посадили в первый день;
2) 50 • 2 = 100 (с.) — посадили во второй день;
3) 100 + 50 = 150 (с.) - посадили в первый и во второй дни;
4) 350-150 = 200(с).
Ответ: осталось посадить 200 саженцев.
.- Полученные знания и умения помогут вам ответить на интересные вопросы. Работа по рядам.
1.Самая глубокая впадина в Тихом океане – Марианская. Её глубина ________метров.
33102 : 3 = __________ м
2.Самое чистое и глубокое озеро - Байкал. Его глубина _____ метров.
8705 : 5 = _________ метров.
3.Самая высокая вершина - Эверест в Гималаях. Её высота _____ метров.
35 392 : 4 = _________ метров.
7.Решение задачи. Прочитайте задачу. №436 (слайд 14)
72-х=18*3
15*х=630:7
х:9=9100-100
-Какое уравнение решали? Чему равен х? (х=6)
Домашнее задание,
Наш урок подошел к концу запишите домашнее задание: с. 90 № 435
Потренируйтесь в делении многозначного числа на однозначное, чтобы справиться с контрольной работой.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие цели ставили? (- повторить и закрепить умение делить многозначное число на однозначное),
- Каким способом достигали? (применяли алгоритмы)
- Было трудно?
- Кому нужно потренироваться?
- как вы оцените свою работу на уроке?
Оцените свою работу на «лестнице знаний»

Низшая ступень – плохо понял новый материал.
Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать.
Верхняя ступень – всё понял, всё получается!
5648:8 = 7395:3 =
8576:4= 1525:5=
Самоанализ урока математики
Тема: «Деление многозначных чисел на однозначное. Закрепление».
Цель:
* продолжить работу над совершенствованием умения делить многозначные числа на однозначные;
* совершенствовать вычислительные навыки, умение находить доли числа и число по его доле, решать текстовые задачи, закрепление знаний соотношения между единицами разных величин;;
* развивать математическую речь учащихся, логическое и абстрактное мышление, воображение, воспитывать интерес к предмету, аккуратность, взаимоуважение, любовь к родному краю.
Форму урока составляли традиционные структурные компоненты. Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме.
Устный счёт включал в себя разноплановые задания, проведён в форме фронтального опроса.
Для реализации поставленных целей и задач были использованы задания, главным образом, направленные на закрепление приёмов деления многозначных чисел на однозначное. Помогло повышению познавательной активности детей, развитию кругозора.
Данный тип урока предполагал формирование и закрепление умений решать текстовые задачи, задачи в косвенной форме, умение находить доли числа и число по его доле. Считаю, что задача была решена методически грамотно. Следовательно, образовательная цель решена полностью.
Физкультминутка были использована с целью поддержания здоровьесберегающих технологий.
Стоит отметить, что все задания соответствовали задачам урока. Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая).
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
• наглядные (ИКТ, на всех этапах урока, лист для индивидуальной работы);
• письменных и устных упражнений,
• методы устного и письменного, мультимедийного контроля и самоконтроля.
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: - коллективная; - работа в парах; в группах